Часть полного текста документа:Взгляд на современную школу Шильников Е. Н. Сейчас много говорят об общем упадке уровня грамотности и математических знаний среди школьников, и не только в США, где это уже стало национальной проблемой, но и у нас, по привычке гордящихся высоким уровнем школьного образования. Я смею утверждать, как это ни парадоксально звучит, что продолжающийся спад уровня образования школьников является объективным (и неизбежным, в общем случае) следствием прогресса информационных технологий и всеобщей компьютеризации школ. И чем больше разрабатывается школьных компьютерных программ и, чем более изощренными они становятся, тем хуже обстоит дело с уровнем элементарных знаний. С первого взгляда кажется, что ничего не может быть лучше, чем эти современные учебные компьютерные программы, которые разрабатываются самыми лучшими специалистами в соответствующей области знаний, которых, в свою очередь, проконсультировали самые передовые педагоги, а самые мудрые детские психологи и врачи ввели свои рекомендации. Разработаны и такие умные программы, которые предусматривают автоматическую адаптацию под каждого конкретного ученика с учетом его конкретного развития и менталитета. При этом они лишены эмоций учителя, уставшего от детской тупости или шалостей, эти бесстрастные программы могут бесконечно повторяться в разнообразных вариантах, изменяя свой путь в соответствии со степенью усвоения данным учеником каждого выданного материала. Они легко усваиваются. Они многоязыковые. Они сделаны практически по всем учебным предметам. Они красочны и наглядны. Они... После такого перечисления их совершенств представляется, что только такая компьютеризация школ сможет кардинально и окончательно решить основные проблемы с подготовкой учителей, обеспечить равное и высокое качество обучения по всей стране, снимет "головную боль" с чиновников, отвечающих за образование, заменит учебники, и т.д. и т.п. Но, к сожалению, на деле выходит не так уж все прекрасно. На практике оказывается, что эта всеобщая компьютеризация фактически преобразует школы в своеобразные заведения самообучения детей, лишая учителя его главной и основной функции - ответственного за умственное развитие школьника. Ему остается только следить, чтобы на уроке дети проходили учебную программу, а не занимались компьютерными играми или не лазили по другим сайтам в Интернете. При этом ученики с ранних лет воспитываются как просто потребители преподносимой им "на блюдечке" информации. Тяга к познанию, к развитию своих творческих возможностей, будь то гуманитарные или технические области, заменяется навыком выискивания необходимых в данный момент чужих мыслей, идей и решений, которые, естественно, забываются сразу же после их использования. Неумение считать столбиком или ошибки в таблице умножения, также как неграмотность в своем родном языке - это не просто незнание каких-либо приемов, - это неминуемо сказывается на общем развитии интеллекта и основ логического мышления ребенка, формирование которого наиболее значимо именно в возрасте от 5 до 14 лет. Вот и оказалось, что старая добрая учительница, совсем не обогащенная тем грузом знаний и методической премудрости, которые заложены в компьютерные учебники, давала детям существенно больше, чем все эти очень дорогостоящие программы. ............ |