Часть полного текста документа:Яков Полонский А. Грушкин Полонский Яков Петрович (1820-1898) - поэт. Родился в Рязани, в семье чиновника. Учился в Рязанской гимназии, позже в Московском ун-те на юридическом факультете. Одно время сильно нуждался, зарабатывал на хлеб грошовыми уроками. В 1844 окончил университет и выпустил первую книгу стихов ("Гаммы"), сочувственно встреченную "Отечественными записками". Потом служил в Одессе, в Закавказье (редактировал "Закавказский вестник"). В 1857 уехал за границу. В 1858 Полонский вернулся в Петербург. С 1859-1860 редактировал "Русское слово", позже работал цензором. Для П. характерны большая плодовитость и разнообразие жанров - от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в свое время лирические стихотворения П. (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка "Кузнечик-музыкант". П. продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х гг., и было бы ошибочным стирать грань между творчеством П., как это иногда делают, и творчеством таких дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к "чистому искусству", характерное для этих поэтов, отнюдь не чуждо и П. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики. Творчество П. было различным на разных этапах. В пору "реформ" П. пел дифирамбы правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой "Разлад", где смыкался с лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. П. этого периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые, действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность ("Что мне она"). В противовес усадебным поэтам, возводившим в перл создания крепостнический "рай", П. задыхался в тесных рамках этого "рая" и рвался из него в "жизнь, подымающую вой". П. 60-х гг. - это певец "возмущенной стихии", "пораженной свободы" (см. стихи в альбом К. Ш.), пламенный бард "царства науки", которая "миру, как вечное солнце, сияет". Он славит строителя Вавилонской башни Немврода как борца за прогресс, за обуздание темной стихии, за подчинение ее разумной воле человека. В противовес официозной концепции в своей исторической поэзии 60-70-х гг. П. обличал мрачное кровавое прошлое дореформенной Руси. Парадной героике "северной Пальмиры", "боевой музыке" петровских баталий он противопоставлял реальную картину загубленных мужицких жизней ("Миазм"). В стихах "Хандра и сон Ломоносова" он показал трагическую фигуру одиночки-просветителя, фигуру, не имеющую ничего общего с трафаретным образом напудренного академика, сподвижника царей, канонизованного официальной легендой. П. приветствовал Шиллера, чествуя в юбилее вольнолюбивого германского поэта столетие пробудившейся гуманистической мысли третьего сословия. Он окружил ореолом французскую революцию 1789 ("Шиньон"), но гильотина, якобинская диктатура, кровавые плебейские "эксцессы", разумеется, внушали ему отвращение и ужас ("У сатаны"). Теневые стороны капитализма не ускользали от П., но его обличения капитализма не разрушали его основы. В творчестве П. мы находим яркий показ городской нищеты, петербургских кошмаров - мотивы, аналогичные Некрасову. ............ |