Часть полного текста документа: Японская культура ярко выделяется своей необычной многогранностью на общем фоне мировой культуры, и для западного человека кажется очень загадочной и непостижимой. И сами японцы полагают , что их культуру и философию невозможно понять не японцу ,для этого надо родиться японцем. Но все же чтобы попытаться понять суть и особенности японских национальных культурных традиций необходимо погрузиться в безбрежный океан Восточной философии -Восточной мудрости, с которой японская культура неразрывно связана. Я бы хотел на примере трех китов японской культуры (искусство каллиграфии , искусство "икэбана" и таинство чайной церемонии ), с моей точки зрения, попытаться показать эту незримую связь. "Искусство каллиграфии" Каллиграфическая живопись в значительной мере связана с философскими и поэтическими изречениями, крылатыми словами , пословицами, как пример я могу назвать виденный мною в музее этнографии Японии старинный иероглифический свиток на котором уверенной рукой мастера изображены шесть знаков , выполненных в полускорописной манере под "травянистый стиль". Смысл написанного предельно ясен " День без труда - День без еды" Понимание искусства каллиграфии невозможно без возвращения к истокам этого шедевра мировой культуры. И истоки этого явления нужно искать в великой китайской культуре , из которой кстати и вышла сама японская культура. Обращаясь к литературно-историческому памятнику китайской философской мысли "Даодэ-цзин" - " Канону о пути и добродетели", который традицией связывается с именем легендарного мудреца древности Лао-цзы можно понять некоторые особенности японской точки зрения на окружающий мир и умения японцев жить в нашем таком беспокойном мире. И искать это надо , я считаю, в весьма существенной стороне философии Лао-цзы ,даосизме, которым является проповедуемый им принцип пассивности: " Тот, кто не борется,- говорится о мудром человеке в "Каноне о пути и добродетели", - непобедим в Поднебесной. Согласно учению Лао-цзы . подлинный покой воцаряется с прекращением борьбы и установлением жизни в соответствии с субстанцией мира "дао".Утверждаемый даосизмом принцип " у вэй ", то есть "недеяние", принцип бездеятельного отношения человека к окружающему миру , невмешательство людей в существующую реальность - одно из основных канонических положений даосизма: " Предпочитать недеяние и осуществлять учение безмолвно" - таков тезис Лао-цзы. В " Каноне о пути и добродетели" содержится следующее разъяснение по этому поводу : "Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продолжается весь день. Кто делает все это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, а человек тем более. Таким образом , утверждается идея непостоянства в природе и бессилие человека перед ее явлениями , идея того, что все в мире образуется само собой, стихийно и вмешательство человека . его деятельность излишни. В соответствии с этими взглядами на явления окружающей среды даосизм утверждает, что высшая гуманность осуществляется через недеяние. Я обратил особое внимание на то , что источник и причина беспорядка в Поднебесной заключается согласно Лао-цзы , в отходе от мира природы, от естественного пути, то есть в том, что создается искусственный чуждый природе образ жизни людей. ............
|