ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 Кафедра российской истории
 Курсовая работа
 Язычество в системе мировоззрения человека
 студентки I курса
 исторического факультета
 И.В. Чирковой.
 САМАРА
 2010
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 Введение
 Глава I. Высшие боги в языческом пантеоне славян 
 1.1 Женские божества пантеона
 1.2 Мужские божества пантеона
 Глава II. Дом в системе языческого мировоззрения
 2.1 Жилище человека как защита от злых сил
 2.2 Покровители и защитники дома
 Заключение
 Список источников и литературы
  ВВЕДЕНИЕ
 “Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.
 Основой любой языческой религии является многобожие, или пантеизм. Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его деятельности - государственная, хозяйственная, военная, семейная находились под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, когда появились первые письменные сведения о славянах, у них начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Система эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую ступеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общими и важными функциями - одни повелевали природными явлениями, другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отношения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. Поэтому богам ставили деревянные и каменные идолы (Кумиры), им поклонялись и приносили жертвы. Арабский писатель Ибн-Фадлан[1], встречавшийся с древнерусскими купцами в Византии, рассказывает, что они смиренно кланяясь, приносили идолам хлеб, мясо, лук, молоко, и просили прислать им хороших покупателей.
 В самом начале XII в. Григорий Богослов в «Слове об идолах», предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на три стадии:
 1. Культ "упырей (вампиров) и берегись" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных. 
 2. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия. 
 3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. При создании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном культе X в. 
 После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "окраины" государства. 
 Наиболее ранней формой религии было почитание неодушевленных предметов, окружавших человека.  ............