Часть полного текста документа:КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Язык взглядов и запахов как источник информации о партнере Выполнил студент первого курса группы УФ-13 Минаенко Игорь Преподаватель: Худавердова И.А. Краснодар 2001г. План 1. Язык взгляда. 2. По глазам твоим я прочту тебя. 3. Разновидности взглядов. 4. Таинство запаха. 1.ЯЗЫК ВЗГЛЯДА Всем, видимо, знакомо загадочное свойство некоторых портретов словно следить глазами за зрителями. Этот эффект прекрасно описан в повести Гоголя "Портрет" или у Оскара Уайльда в "Портрете Дориана Грея", есть похожий сюжет у Эдгара По. Многие, видимо, помнят, как объяснял это явление известный советский популяризатор науки Я. И. Перельман ("Занимательная физика"): "Все объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаз. Именно такими мы видим глаза человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не посредине глаза, но несколько перемещенными к краю. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, разумеется, своего положения не меняют-остаются посредине глаза. А так как, кроме того, и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в нашу сторону и следит за нами". Объяснение верное и все же недостаточно полное. Замечали ли вы, что глаза на фотографиях и портретах притягивают наш взгляд независимо от того, помещен ли зрачок и радужка в центре глаза? На самом деле не портрет следит за нами, а нам в портрете самым интересным кажутся глаза, взгляд все время к ним возвращается. Это наглядно доказали работы советского психолога А. Л. Ярбуса. Он укреплял на глаза добровольца-испытуемого миниатюрную резиновую присоску с легким зеркальцем. Когда испытуемый с таким устройством рассматривал фотографии и рисунки, луч света от направленного осветителя падал на зеркальце, отражался от него и чертил на фотобумаге след движения глазного яблока. Крайне интересно рассматривать полученные записи. Мы видим, что взгляд испытуемого многократно возвращается к глазам изображенного человека или животного, даже если изображение повернуто в профиль, и никак не смотрит на зрителя (сфотографированная сбоку статуэтка Нефертити). Сам Ярбус отметил: "При рассматривании человеческого лица наблюдатель обычно больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека - наиболее подвижные и выразительные элементы лица". Опыты английских психологов показали, что притягивают наш взгляд и любые два кружка, поставленные горизонтально рядом, особенно если в них выделены внутри еще другие, меньшие кружки ("зрачки"). Можно думать, что эта автоматическая реакция внимания на глаза унаследована нами от животных предков. У многих животных прямой, направленный взгляд служит сигналом угрозы. Недаром некоторые бабочки выработали в процессе эволюции концентрические круги на крыльях. Птица воспринимает эти круги как глаза готовящегося напасть на нее хищника не осмеливается тронуть такую бабочку. Но человеческий взгляд выполняет функцию, в значительной мере отличную от взгляда у животных. Он тесно связан с речью и часто является средством установления контакта. Различные народы весьма по-разному используют взгляд в общении. ............ |