Часть полного текста документа:Юджин О'Нил М. Заблудовский и А. Льюис О'Нил Юджин Гладстон (Eugene Gladstone О'Neill) - крупнейший американский драматург. Сын ирландца-эмигранта, популярного актера. Начиная с 18-летнего возраста переменил множество профессий. В первый период своего творчества О. стоял целиком на позициях "людей 20-х гг." - писателей радикальной мелкой буржуазии, разоблачавших гнусность капиталистического строя, ханжество, узколобость и невежество "честных" американцев (Менкен, Натан), но бессильных преодолеть ограниченность мелкобуржуазной идеологии. В своих маленьких одноактных пьесах, являющихся кусками одного драматического действия ("Караибская луна" - Moon of the Carribees; "Ha пути к Кардиффу"; "Долгий путь домой" и т. д.), О. в мрачных реалистических тонах рисовал тяжелую, безрадостную работу моряков, крушение надежд и гибель простых и сильных людей. Первой полноактной пьесой, привлекшей внимание театров к О., была пьеса об утраченных иллюзиях "За горизонтом" (Beyond the Horizon, 1920). Противоречие между любовью и страстью к наживе, чувство собственности у фермера из Новой Англии - тема одной из наиболее известных пьес - "Любовь под вязами" (The Desire under the Elms, 1924). Пессимизм характерен для всего первого этапа творчества О. Этот пессимизм связан с тем, что О. рисует не классовую борьбу, а борьбу одиночки-индивидуалиста против всего общества (например "The Hairy Ape" - Волосатая обезьяна, 1922). Конфликт сильной личности, - а все герои пьес первого периода - это сильные люди, - с обществом неизбежно заканчивается гибелью этой личности. Характерен подбор героев - моряки, фермеры, проститутки, негры и т. п. На этом этапе творчество О. более социально значимо и насыщенно благодаря тому, что темой пьес служат реальные конфликты, живые герои из низов. Бунтарство О., несмотря на влияние поздней западной драмы, есть завершение мелкобуржуазного бунтарства Ибсена, возникшего и развившегося в других условиях. Так же, как Ибсен, О. часто ставит проблему семьи, брака, положения женщины ("Первый человек" - The first Man), противоречия между стремлениями личности и семьей ("Любовь под вязами"), противоречия расы и семьи ("Негр"). Но в отличие от Ибсена эти проблемы не поставлены социально, с необходимой широтой и резкостью, а сведены к изображению страданий и гибели личности. Это особенно ярко проявляется в пьесе "Негр" (All God's Chillun Got Wings, 1923); расовое неравенство, которым О'Нейль подменяет неравенство классовое, воспринимается им как враждебная, но ниспосланная свыше необходимость. Во втором периоде, совпадающем с временной стабилизацией капитализма и последующим кризисом, пессимизм О. приобрел другие черты. Если в первых пьесах люди гибли, пытаясь осуществить определенные идеалы, то теперь эти идеалы становятся неопределенными. Оживление надежд на мирное процветание - на "просперити" порождает иллюзию, что выход из тупика может быть найден, но О. ищет его в прошлом. Как и Ибсен ("Кесарь и галилеянин"), он берет темой Рим в эпоху раннего христианства ("Лазарь смеется" - Lazarus laughed, 1926), где воскресший Лазарь возвещает миру, что истина жизни и сущность божества - это смех. О. повторяет судьбу Ибсена: социальная струя в его творчестве все более иссякает; переход к символическим образам, к мрачной мистике и отрыву от действительности характеризует годы начавшегося кризиса (1929). ............ |