Интервью с Олесей Николаевой
Тема нашего разговора – эстетическое воспитание. Какова природа эстетического, его функции, смысл, предназначение? Может быть, для воспитания достаточно морали? Возможно ли нравственное чувство без эстетики?
Как известно, эстетика – эта наука, изучающая выразительные формы прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Она апеллирует не только к чувственному, но и к духовному восприятию – никакие моральные и нравственные установки не могут претендовать на прочность, если они бесформенны и уродливы. Никогда не забуду свои детские впечатления от школьного букваря в унылых серо-коричневых картинках, где дети, как на подбор, были изображены в виде каких-то корявых уродцев с выражением патологии на лицах, а взрослые – с непропорционально большими головами и короткими ногами – напоминали монстров. Этот мир, увиденный сквозь призму учебника шестидесятых годов, навевал ужас и тоску и очень сильно отличался от того прекрасного образа бытия, который сложился в доме моих родителей и радовал сердце. Я очень хорошо помню это первоначальное – именно эстетическое – неприятие школы: в первом классе, кстати, я очень плохо училась, настолько сильным оказалось во мне это внутреннее сопротивление.
Но, по большому счету, я бы не стала противопоставлять эстетическое и нравственное, ибо они восходят к одному Источнику: Бог наш есть и совершенное Добро, и совершенная Красота. На этой высоте сходятся пути и цели христианских подвижников и художников, ибо то, что открывается подвижнику как Святость, признается художником как Красота. И то, и другое есть совершенство и идеал. И здесь упразд-няется различие между моральным и эстетическим, которое порой мучает нас в падшем мире, представляясь порой даже и не различием, а противоречием.
Обладают ли искусство, красота, эстетика воспитательными функциями? Может ли духовное и интеллектуальное развитие человека обойтись без эстетического чувства, ограничиваясь верой, опорой на Евангелие, образование, историю? И вообще, как эстетическое соотносится с христианством?
Честно говоря, я не знаю, как воспитать в ребенке нравственное чувство без эстетического инструмента. Ну что – внушать ему: это – хорошо, а это – плохо, поступать вот так, а так вот – не делай… Конечно, вменяемый и послушный ребенок может это рационально усвоить, но совсем не факт, что при первом же испытании и искушении все это научение не разлетится в пух и прах. Прививка моральных ценностей без глубинного эстетического переживания и приятия их напоминает евангельский дом, построенный на песке, который рискует рухнуть при первом порыве ветра. Именно эстетическое воспитание, обращающееся к чувственному и духовному восприятию, формирует мироощущение, проникает в подсознание и именно там закладывает фундамент личности.
Христианство никогда бы не смогло победить языческий мир, если бы не было столь эстетично, в отличие от сектанства, упраздняюще-го Церковь и сужающего Евангельское благовестие до рационалистических сентенции. Но Христос Церкви, Евангельский Христос - прежде всего Прекрасен. Душа ликует от Его Красоты, от Его сияния. Мир преображается в Его присутствии и погружается во мрак уныния, если не находит Его. Он говорит как Поэт – на языке притч, художественных образов. ............