Министерство Высшего образования РФ
Новосибирский Государственный университет
Реферат
по физвоспитанию
Тема: Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни.
Новосибирск
2003
Содержание.
1. Физическая культура первого года жизни ребенка:
a. Гимнастика.
b. Специальные виды гимнастики для малышей:
i. динамическая гимнастика,
ii. фитбол,
iii. аквадинамическая гимнастика.
c. Основные приемы массажа
Основные приемы
закаливания детей первого года жизни
Закаливание воздухом
Закаливание солнечными лучами
Водные процедуры
Младенец и сауна Гимнастика ребенка первого года жизни.
Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Доказано, что оптимальная двигательная активность ребенка обеспечивает:
увеличение притока крови к мышцам, а значит — совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям;
улучшение обмена веществ;
совершенствование функции коры надпочечников;
более прочное соединение мышц с костями, так как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать биологическим стимулятором роста).
Напрашивается вопрос: что же следует понимать под «оптимальной двигательной активностью» грудного ребенка? Ведь такому малышу не предложишь побегать, попрыгать или сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении. Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен» пеленками, — вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной неподвижности. Однако в современных условиях мы — из самых добрых (и не всегда таких уж неразумных) побуждений — в той или иной степени навязываем своему малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе, ограничивая и корректируя движения, предусмотренные для него природой.
Дабы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения (дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры. ............