Федеральное агентство по образованию
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра мировой экономики и экономической теории
«___»___________2008 г.
Семестровая работа
по дисциплине «Экономическая теория. Микроэкономика»
Проблема: «Могут ли российские железные дороги увеличить свои доходы за счет снижения тарифов?»
Волгоград 2008 г.
Содержание
1. Фирма в условиях монополистической (несовершенной) конкуренции
2. Монополия как форма монополистической конкуренции
3. Цена и предельный доход при монополии
4. Эластичность спроса при монополии
5. Ответ
6. Основные понятия
7. Список используемой литературы
1. Фирма в условиях монополистической (несовершенной) конкуренции
Монополистическая конкуренция – это рыночная модель, для которой типично:
– относительно большое число производителей, которые производят похожую, но не идентичную продукцию;
– дифференцированный продукт, выступающий в форме товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам и услуг, связанных с продажей продукта;
– контроль над ценами.
В условиях монополистической конкуренции господствует фирма – монополия.
2. Монополия как форма монополистической конкуренции
Монополия (от греч. monos – один, poleo – продаю) – исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Монополия – это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.
К основным признакам монополии следует относить:
– На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт, следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отросли в целом.
– Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
– Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену». Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену (например, если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн. руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится).
При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного товара, т.е. не имеет кривой предложения (только точку, соответствующую оптимальному для фирмы объему выпуска). Цель фирмы – максимизировать прибыль – достигается при условии МС=MR. Из рис. 1 видно, что MC>P.
Также из рис. 1 видно, что фирма-монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери. А монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе).
– Вступление в отрасль заблокировано, т.е. ............