Часть полного текста документа: Запад есть запад, восток есть восток, не встретиться им никогда. Лишь у подножья Престола Божья в день страшного суда. Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу дейс- твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока ( философии, искусс- твам, медицине). Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме- ниться несколько цивилизаций. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает- ся крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци- вилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых пле- мен, живших на границах Китая и переживавших период разложе- ния первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили ки- тайское государство, но даже не прервали его существования... И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар- варскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайс- кое население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество- вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше- нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра- диционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не- зыблемыми. Второй важной особенностью Востока являлось то, что об- щество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво- еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами, новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив- ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. ............
|