Часть полного текста документа:"Западничество" как течение в русской философии XIX века В 40-х годах XIX века в русской философской мысли возникло особое направление, которое получило название "западники", "Западничество", "европейцы". Оно возникло в ходе полемики со "славянофилами". В отличие от славянофилов "западники" отстаивали идею не самобытности и исключительности исторической роли и судьбы России в мировой истории, а идею вплетенности России в единый эволюционный мировой процесс. А развитие Западной Европы и Америки есть прогрессивное выражение мировой истории. Поэтому Россия объективно должна "следовать" западному пути развития, а не изолироваться от него и не противостоять ему. Для "западного" пути развития характерно было развитие капитализма, утверждение свободного развития личности, создание гражданского общества и противодействие всякого рода деспотиям, прогрессирующее развитие науки. Свобода понимается как необходимый атрибут исторического развития. Представители "западничества" считали, что и Россию закономерно ожидают экономические, политические, социальные, промышленно-технические преобразования, которым необходимо способствовать, а не препятствовать. Дух социально-экономического преобразования России овладевал умами людей, и суть этого преобразования необходимо было осмыслить философски. Основным препятствием для прогрессивного развития России "западники" считали наличие крепостного права и отсутствие политических и социальных свобод личности. В этом представители-"западники" не расходились. Но они расходились по поводу путей и способов преобразования России и будущего России. Как более-менее единое направление "западничество" сохранилось до конца 60-х годов XIX века. Крупнейшими представителями "западников" являлись А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.И. Огарев, К.Д. Кавелин и другие философы и публицисты. Идеи "западничества" поддерживали В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.И. Панаев. Но наиболее крупной величиной в философской мысли России этого периода был Александр Иванович Герцен (1812-1870). На формирование его философских взглядов большое влияние оказали философия Гегеля, особенно его учение о диалектике, материалистическая философия Л. Фейербаха. Диалектический метод Гегеля он называет даже не иначе, как "алгеброй революции" и пытается применить диалектику Гегеля, особенно его учение о единстве противоположностей, к развитию природы, человека, обществу и человеческой истории. В философии Л. Фейербаха он находит основополагающие идеи для формирования собственных взглядов на природу человека, природу и сущность сознания, познания, вытекающих из естественной природы человека. В своих философских взглядах он эволюционирует от идеализма Гегеля к материализму, идя дальше идей антропологического материализма Л. Фейербаха. Уже в первых своих работах "О месте человека в природе" (1833 г.), "Дилетантизм в науке" (1842-43 гг.), но особенно в "Письмах об изучении природы" он встает на позиции материализма. Он признает объективное существование природы (материи), которая существует до человека, вне человека и независимо от него: "Вне человека существует до бесконечности многоразличное множество частностей, смутно переплетенных между собою; ... они были, когда его (человека - Г.Ч.) не было; ... ............ |