Часть полного текста документа: Лекция по теме " Зарождение высшей школы Российской империи" Тема 2: Зарождение высшей школы Российской империи. Лекция - 2 часа. Учебные вопросы: 1. Преобразования Петра 1 в сфере образования. 2. Создание Академии наук, университета и гимназии. 3. Московский университет в XVIII веке. 4. Первый инженерный вуз России. 5. Создание Медико-хирургической академии. Литература: - Полное собрание законов Российской империи. СПб.1830.Т.5,7,21,25. - Академические акты.СПб.1850. - Архив Российской академии наук. Ф.3.Оп.1.Д.791. - Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года.М.1995. - Императорская военно-медицинская академия.СПб.1902. - Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века.М.1960-1963.Т.1-3. - Русский биографический словарь. СПб.1905.Т.6. - Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории.СПб.1875.Т.1. - Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы.М.1884.Т.1. - Змеев В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М. 1998. - Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук. М.-Л. 1962. - Соколов Д.И. Историческое и статистическое описание Горного кадетского корпуса. СПб. 1830. - Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений. СПб. 1880.Т.1-2. - Шевырев С.П. История Императорского университета. М. 1885. Введение. На пороге XXI века у людей возникает острая потребность в осмыслении узловых вопросов отечественной истории, тенденций развития общества, причин переживаемых Россией трудностей. Распад Советского Союза и неизбежные проблемы переходного периода породили у соотечественников ностальгические чувства по имперскому периоду российской истории. В общественном сознании россиян укоренилось мнение, что выходить из системного кризиса следует опираясь на собственные силы с использованием отечественного исторического опыта. Взирая на многовековую историю российской государственности, думающий человек приходит к обоснованному выводу, что двухсотлетний имперский период был весьма сложным, но результативным по своим долговременным последствиям. За 200 лет (от начала XVIII до начала XX вв.) Россия превратилась из аморфного государственного образования с полунищим и полуграмотным населением, в могучую империю, где бурно развивалась экономика, наука и культура. В начале XX века Российская империя по основным показателям уверенно догоняла наиболее развитые государства мира, а ее потенциальные возможности не имели аналогов. Российская образовательная система, как губка впитавшая лучший мировой опыт, развивалась с учетом отечественных особенностей. Для образовательной системы Российской империи были характерны, во-первых, многонациональный, поли - конфессиональный характер, во-вторых, направленность на решение практических задач общества, в-третьих, тесная связь с наукой. Локомотивом российской образовательной системы с начала XVIII века стала светская высшая школа, которая вместе с другими учебными заведениями вытягивала страну на путь прогресса. 1. Преобразование Петра 1 в сфере образования. Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные заведения стали создаваться во второй половине XVII века. В 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. ............ |