Часть полного текста документа:Защита прав потребителей ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон "О защите прав потребителей", вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ "О защите прав потребителей" стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона "О защите прав потребителей" в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях "прозрачного" рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность. Таким образом, принятие Закона "О защите прав потребителей" явилось серьезным шагом к развитию в России практики ведения цивилизованного бизнеса. Детальное знакомство правами и обязанностями потребителя и продавца, установленными законодательством, необходимо руководителям и специалистам предприятий и организаций промышленного характера - изготовителям продукции, предприятиям и организациям торгового профиля, а также юридическим лицам, работающим в сфере оказания различных услуг населению. Ряд вопросов, связанных с применением Закона "О защите прав потребителей", регулируются также Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ. СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" В качестве субъектов в Законе "О защите прав потребителей" названы потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель. Законом установлен также ряд понятий, среди которых такие как, стандарт, недостаток товара и др. Некоторые из этих понятий нуждаются в дополнительных пояснениях. 1. Потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Из этого определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин - физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом одинаково. В тех случаях, когда товары или услуги приобретаются юридическим лицом, применяются нормы общегражданского законодательства. Столь очевидное разграничение возможностей защиты прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т.д. ............ |