Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Ставропольский государственный университет Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека Кафедра общей биологии ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ Выполнила: студентка 5-го курса БХФ, отделения биологии (ОЗО) Агишева Татьяна Ивановна Научные руководители: канд. мед. наук, доцент Каюмова С.С. канд. пед. наук., доцент Мищенко Р.Н. Рецензент: Ставрополь - 2003 СОДЕРЖАНИЕ Стр. ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА I. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МНОГОГРАННОСТЬ ФОРМ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) 17 I.1. Факторы, определяющие здоровье человека 19 I.2. Диагностика уровня здоровья 20 I.3. Здоровье, возраст, работоспособность 24 I.3.1. Динамика умственной работоспособности 25 I.3.2. Учебная нагрузка и работоспособность 27 I.3.3. Педагогические аспекты изучения и нормирования учебной нагрузки 28 I.4. Типология высшей нервной деятельности 31 I.4.1. Основные положения современного учения о типах высшей нервной деятельности 33 I.4.2. Психолого-педагогический аспект типологических особенностей ВНД 35 I.4.3. Возрастные особенности ВНД младших школьников 38 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40 II.1. Характеристика контингента обследуемых и организация исследования 40 II.2. Методы исследования 40 II.2.1. Определение уровня физического развития (антропометрия) 40 II.2.2. Оценка состояния осанки в процессе развития детей 41 II.2.3. Мониторинг двигательного развития и двигательной подготовленности учащихся 42 II.2.4. Мониторинг функционального состояния организма 44 II.2.5. Принципы вычисления адаптационного потенциала системы кровообращения 45 II.2.6. Методика определения адаптационного потенциала системы кровообращения 46 II.2.7. Оценка школьной мотивации учащихся младших классов 47 II.2.8. Определение адаптоспособности и биоритмического состояния 47 II.2.9. Методы статистической обработки цифрового материала 48 II.2.10. Коэффициент корреляции 49 ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 51 III.1. Физическое развитие учащихся 51 III.1.2. Двигательная подготовленность учащихся 52 III.1.3.Оценка состояния осанки детей 53 III.2. Функциональное состояние кардио-респираторной системы 54 III.2.1. Адаптационный потенциал (АП) системы кровообращения 55 III.3. Определение школьной мотивации 56 ГЛАВА IV. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ 57 IV.1. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях 57 IV.2. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий 61 IV.3. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы 68 IV.4. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса 79 IV.5. Здоровьесберегающая организация учебного процесса 85 IV.5.1. Показатели рациональной организации учебного процесса 85 IV.5.2 Рациональное расписание учебных занятий 85 IV.5.3. Двигательная активность учащихся 87 IV.5.4. Рациональная организация урока 89 IV.5.5. Использование в образовательных учреждениях технических и аудиовизуальных средств обучения 91 IV.5.6. Рациональная организация общего режима дня школьников 92 IV.5.7. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения 93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97 ПРИЛОЖЕНИЯ 100 Сокращения, часто встречающиеся в тексте: АП - адаптационный потенциал; ВНД - высшая нервная деятельность; ВРИ - весоростовой индекс; ДАД - диастолическое артериальное давление; САД - систолическое артериальное давление; ССС - сердечно-сосудистая система; ЦНС - центральная нервная система; ЧСС - частота сердечных сокращений; ЗОЖ - здоровый образ жизни; ЗСТ - здоровьесберегающие технологии; МТ - масса тела; Р - рост; В - возраст. ВВЕДЕНИЕ Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. ............ |