Часть полного текста документа:Жак Деррида Д.А. Силичев, А.А. Грицанов Деррида (Derrida) Жак (р. 1930) - фр. философ, эстетик, литературовед. Основатель деконструктивизма, ставшего вариантом постструктурализма и получившего широкое распространение в США. Начинал как структуралист, с сер. 1960-х гг. перешел на позиции постструктурализма и постмодернизма. В своих исследованиях опирается на Ф. Ницше и особенно на М. Хайдеггера. Основные работы посвящены проблемам философии, литературы и культуры. Взгляды Д. имеют философско-эстетический, эссеистский характер, им присущ ярко выраженный стиль, поэтому его нередко называют писателем. К понятию "деконструкция" Д. пришел через трансформацию хайдеггеровского термина "деструкция" ("разрушение"), стремясь ослабить имеющийся в нем аспект разрушительности. Хотя Д. является основателем деконструктивизма, таковым он стал не столько по своей воле, сколько благодаря амер. исследователям, которые адаптировали его идеи на амер. почве. Д. согласился с таким наименованием своей концепции, но, видимо, не без внутреннего сопротивления, ибо, во-первых, используя термин "деконструкция", он "не думал, что за ним будет признана центральная роль", во-вторых, он решительный противник выделения "главного слова" и сведения к нему всей концепции ради создания еще одного "изма", в-третьих, он намеревался разрабатывать новую науку о письме - грамматологию. Признав себя деконструктивистом, Д. намеренно уходит от утвердительного определения и истолкования деконструкции, действуя в духе "негативной теологии", которая определяет Бога через перечисление отрицаний того, чем он не является. Д. подчеркивает, что деконструкцию нельзя сводить к тем значениям, которые она имеет в словаре (лингвистическое, риторическое и техническое), что она не является ни методом, ни анализом, ни критикой, что она не означает к.-л. "действие", "акт" или "операцию" и т.д. На самом деле в той или иной мере деконструкция является и тем, и другим, и третьим. К тому же не все мысли Д. находятся в русле "негативной теологии". В его работах, конечно, имеются положительные утверждения и размышления по поводу деконструкции. Он, в частности, отмечает, что деконструкция представляет собой непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение к.-л. итога, обобщение смысла, сведение к некоему метадискурсу, что она принимает свои значения при "вписывании" ее "в цепь возможных заместителей", каковыми выступают письмо, след, рассеивание, различение, дополнение и т.д. По мере эволюции творчества Д. внимание к положительной стороне деконструкции усиливается, и она рассматривается как "изобретение" ("инвенция") и в др. значениях: открывать, творить, производить, находить, воображать и т.д. Наиболее адекватными ее эквивалентами являются "письмо" и "рассеивание", которые практически совпадают. В самом общем и упрощенном виде деконструкция означает критическое чтение и последующее "переписывание" прочитанного: "чтение-письмо". Результатом такого чтения-письма выступает текст, который представляет собой нечто среднее между филос. трактатом, эссе, литературным произведением, комментариями, критическими замечаниями, черновыми набросками и т.п. Опираясь на чтение-письмо, Д. осуществляет деконструкцию наиболее важных явлений зап. ............ |