Содержание
 Введение……………………………………………………………………….…..2
 1 Жанр рассказа в современной филологической науке……………...………..8
 1.1 Поэтика рассказа как малой литературной формы…………………………8
 1.2 Жанр рассказа как литературоведческая проблема………….....................12
 1.3 Жанр рассказа как специфическая форма прозаического эпоса мордовской литературы………………………………………............................16
 2 Жанровое своеобразие рассказов В. И. Мишаниной………………..………19
 2.1 Жизненный и творческий путь мордовской писательницы………………19
 2.2 Тематика и проблематика творчества В. И. Мишаниной...……………….20
 3 Нравственно-эстетический аспект произведений В. И. Мишаниной………23
 3.1 Ценностная ориентация малой прозы В. И. Мишаниной…........................23
 3.2 Художественная интерпретация детства и его воплощение в прозаических произведениях В. И. Мишаниной……...……………………………………….25
 Заключение………………………………………………………………..……...29
 Список использованных источников…………………………………...………33
  Введение
 В литературоведении Мордовии, несмотря на большое количество исследований истории национальной литературы, вопрос о становлении и развитии жанра рассказа, по существу все еще остается не вполне исследованной проблемой не только в методологическом, но и в фактологическом отношении. Становление и развитие жанра рассказа, на наш взгляд, позволяет говорить, с одной стороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественных традиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показывает новые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о классическом пути развития литератур малых народов, о постепенном выравнивании их художественного опыта по отношению к литературам более зрелым, старописьменным. В рассказе отражаются важнейшие стороны национально-своеобразного общественно-исторического сознания мордовского народа, его идеалы, нравственно-эстетические ценности, философские и мировоззренческие позиции. Отсюда совершенно очевидно, какое исключительно важное значение приобретает выяснение места и роли жанра рассказа в формировании историко-литературных и культурных традиций мордовского народа.
 «Сейчас, когда уже написаны «Очерк мордовской литературы» (1956) и «История мордовской литературы» (1968, 1971, 1974), содержащие не только обзорные главы, но и литературные портреты многих писателей, когда появились монографии, посвященные изучению отдельных жанров, наблюдается все большее углубление в исследовании рассказа, прежде всего, в культурном контексте, можно сказать, «общемордовском» [Атякшева, 2007: 326]. В связи с этим исследование путей становления и развития жанра рассказа приобретает не только важное историко-литературное значение, но и становится одновременно проблемой изучения национального литературного процесса, начиная с ранних стадий его развития и до современности. Путь эволюции жанра долог и глубок, он связан с реалиями повседневной жизни, жизни Мордовии, жизни вполне обычных людей…
 Фольклор в рассказе играет роль стимулирующего фактора. «Ведь опора на эпические формы народного творчества – это общее явление, свойственное самым различным литературам, в том числе и тем, которые давно уже отошли от прямолинейного фольклоризма, и эпичность истории ярко показали в прозе» [Атякшева, 2007: 322].  ............