Введение
В условиях развития рыночных отношений в России особое значение приобретают вопросы, связанные с неприкосновенностью собственности. Указанный принцип гарантируется как в Конституции РФ, так и федеральных законах. Так, в соответствии с п.3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с п.1 ст.1 ГК РФ одним из основных начал гражданского законодательства является принцип неприкосновенности собственности. Одним из основных принципов, на котором строится жилищное законодательство, является принцип неприкосновенности жилища и недопустимости его произвольного лишения (ч.1 ст.1, ч.1 ст.3 ЖК РФ).
Принцип неприкосновенности собственности и его реализация в процедуре принудительного изъятия жилого помещения
В связи с принятием и введением в действие Жилищного кодекса РФ актуальным в современный период представляется вопрос о законодательных гарантиях обеспечения жилищных и земельных прав собственника жилого помещения в случае необходимости изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
К нормативным предпосылкам гарантий прав собственника относятся нормы ГК РФ, а именно ст. 235, 239, 279-283, положения о выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд, которые содержатся в гл. VII, IX ЗК РФ, а также ст.32 ЖК РФ.
Представляется, что не все положения названного законодательства соответствуют принципам неприкосновенности собственности и неприкосновенности жилища. Так, в соответствии с п.3 ст.32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
П.5 ст.32 ЖК РФ определяет, что риск отнесения на собственника при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведёнными вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения, наступает с момента государственной регистрации решения об изъятии жилого помещения.
Однако момент государственной регистрации решения об изъятии и момент уведомления обладателя прав могут быть существенно разорваны во времени, в течение которого лицом произведены какие-то улучшения в имуществе. В связи с этим собственник понесёт риск затрат и убытков до момента информирования о принятом в отношении его имущества решении.
Эти необоснованные убытки согласно приведённым нормам закона не будут подлежать компенсации, что противоречит положениям Конституции РФ о предварительном и равноценном возмещении при изъятии имущества для государственных нужд. Представляется, что в п.4 и п. 5 ст.32 ЖК РФ необходимо внести изменения, в соответствии с которыми затраты и убытки, которые несёт собственник жилого помещения после уведомления о предстоящем изъятии земельного участка, возмещению не подлежат.
В рамках процедуры изъятия жилого помещения следует также обратить внимание на минимальный срок для уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения, который составляет один год ( п.4 ст.32 ЖК РФ, п.2 ст.63 ЗК РФ). ............