Оглавление
Введение
1. Живопись: традиции и новации
2. Идеологические факторы в развитии живописи
3. Новые имена и произведения
Заключение
Литература
Введение
Музыка, живопись, литература и прочие искусства и непосредственно связанные с ними области эстетической активности человека в советский период, подверглись давлению иррационализма. Это видно особенно ярко в области живописи. Большинство художников советского времени, принадлежащих различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений (согласно исследованиям Е. Гродзинского, П. Сорокина и др.). Очевидно, что этот далеко идущий отход от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники старались сказать массам людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный, является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах. Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Однако и в этот хаотичный период создавались полотна, которые вошли в сокровищницу белорусского изобразительного искусства
Анализируя литературу посвященную нашей теме, нельзя не отметить влияние времени на оценку живописи. В литературе советского времени изобразительное искусство превозносили до небес, а авторы учебников выпуска последних 5 – и лет все больше критикуют, но не самих живописцев, а насаждение идеологии в творчество художников. Интересно, а какую оценку живописи наших современников составители учебников и пособий дадут лет через 70?
1. Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь".
Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания.
Эти процессы коснулись не только живописи, но и всей культуры в целом. Появляются новые объединения: "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912). Творчество художников, участвовавших в этих группах (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов и др.), очень разных по своей художественной манере, несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к реализму и символизму, экспериментаторство в области цвета и формы.
К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К. Малевич, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, М. Шагал, П. Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающей среде не конкретные реалии и свидетельства социальной ситуации, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. ............