Часть полного текста документа:Жизненный цикл Человека Исаенко А.Н., Денискин С.А. Отделить патологические процессы развития от естественных возможно, если проследить тенденцию развития живых структур, частью которых является Человек. Основа такой закономерности отражена в нашей таблице биологических элементов. Рассмотрим жизненный цикл Человека с этих позиций, выделив для начала интересуемый нас участок. В жизненном цикле Человека четко различаются три больших периода: 1) создание организма, 2) развитие до зрелости, 3) старение. Первый период начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением. Ведущая роль в управлении процессом принадлежит матери: под влиянием внешней среды, в которой она находится, формируется соответствующая внутренняя среда, в которой происходит развитие плода. Параметры внутренней среды и внешние воздействия во время беременности являются активными факторами развития ребенка, а сам процесс протекает автоматически и, если нет повреждающих факторов, результат достаточно хорошо предсказуем. Во время второго периода - от рождения до зрелости - происходит поэтапное создание человеческих способностей путем освоения человеческих поведенческих программ через постоянный контакт с различными уровнями социума. Ключевое слово - эволюционное развитие: увеличение способностей, возможностей, силы, расширение пространства. По существу содержанием периода является обучение центральной нервной системы, которая за период развития до зрелого индивидуума несколько раз принципиально меняет алгоритм работы и, соответственно, свою структуру и биохимию. Результат развития на втором этапе полностью зависит от среды обитания организма и абсолютно не предсказуем. На третьем периоде - от зрелости до смерти - наблюдаются принципиально иные жизненные процессы. Суть его в пересмотре и переосмыслении прожитой жизни и в изменении напрвления процессов адаптации изнутри наружу, что выражается в перходе от изменения своей структуры под среду к целенаправленному изменению среды обитания под себя. Со временем силы падают, возможности уменьшаются, пространство сужается. В результате все в большей степени процесс развития приобретает характер инволюции и заканчивается смертью. Рассмотрим наиболее подробно второй период, как наименее концептуально проработанный в специальной литературе, и начнем с его периодизации, а закончим обсуждением фактических вариантов современного развития. 1. Периодизация жизненного цикла. На рис.1 показана схема, поясняющая различаемые периоды жизненного цикла Человека. Начало координат совмещено с моментом рождения. Предшествующий период в 9 месяцев (1-й этап) соответствует внутриутробному развитию. Восходящей линией показано, как развивающийся из одной клетки организм последовательно проходит через все этапы создания собственной иерархической структуры. 2-й этап размечен в соответствии с общепринятым различением периодов взросления. По оси ординат отложены в виде равных интервалов уровни адаптации (из таблицы биологических взаимодействий), соответствующие ступеням психоэволюции. По оси абсцисс - возраст. Заметим, что вид кривой аналогичен графикам других параметров организма, таким как вес, рост и др.. ............ |