Пралеска. В-е и об-е детей в д/у. Базисная программа и методич. Рекомендации.2-е иззд-е, перераб. И доп-ое. Мн., 2000/Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др.
Группа «Малыши» (2-3 г.ж.)
Задачи раздела «Человек и общество»
Возрастает интерес к себе, все чаще ребенок сравнивает свои достижения с другими. Представления малыша о себе и отношение к другим основываются главным образом на успехах деятельности (предметной и др.). общении, оценке и главное — эмоциональном отношении к нему со стороны взрослых («Молодец, Сашенька, умница ты наш» и др.)- Формирующийся под этим влиянием «Образ-Я» ребенка, как правило, положительный. Он осваивает первые роли в семье (сынишки, брата, внука), в детском саду. Именно при взаимодействии с окружающими людьми (прежде всего — старшими) и происходит социализация ребенка, в процессе чего закладываются и основы личности. Уделим же важное внимание формированию представлений и знаний ребенка о человеке и обществе у наших малышей. Задачи:
♦ содействовать развитию самосознания ребенка, формированию положительного «Образа-Я», отношения к себе как субъекту деятельности и общения, источнику собственной активности;
♦ поощрять стремление ребенка к познанию родственных связей, проявление привязанности, любви и симпатии к родным и близким людям;
♦ побуждать детей сравнивать себя со сверстниками, признавать их права, быть внимательными к интересам других. Помочь детям найти оптимальную форму самовыражения и самоутверждения, формировать чувство самоценности;
♦ развивать элементарные коммуникативные умения в общении со взрослыми и сверстниками;
♦ содействовать овладению первыми социальными ролями, позиции «Я в обществе», первоначального чувства этнической принадлежности;
♦ знакомить с народными праздниками, обычаями своего народа (в пределах возрастных возможностей).
♦ формировать представления о Беларуси, знакомство с белорусскими народными праздниками, героями, государственными символами (флаг, герб, гимн); обогащать знаниями о своем городе (поселке);
Раздел как работаем с детьми
Ребенок как член общества
Готовим с детьми подарки к праздникам, организовываем слушание рассказов, стихов, раскрывающих сущность определенного события. Поддерживаем радостные переживания, связанные с ожиданием праздника, участием в нем.
Формируем у воспитанников первые представления о Беларуси и белорусах. Знакомим с национальным флагом, гербом, гимном (старших «почемучек»). Посещаем ближайшие культурные учреждения. Знакомим детей с народными героями, белорусскими праздниками, организовываем встречи со старожилами.
Ребенок – общество
♦ расширять знания о Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках, приобщать к истории своей страны (города, поселка), к духовным ценностям его народа. Формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни своей Родины, чувство уважения к ее народу, гордость за успехи. Развивать национальное самосознание;
Расширяем представления детей об обществе, помогаем осознать свою принадлежность к нему. В системе предлагаемых детям знаний большое место отводим знаниям о родном народе, своей стране. ............