Часть полного текста документа:Алексей Ремизов Б. Михайловский Ремизов Алексей Михайлович (1877-) - беллетрист. Р. в богатой старокупеческой семье. Получил религиозное воспитание - жил в монастырях, паломничал. Рано начал жить самостоятельно. Окончил Московский ун-т по естественному отделению. Побывал в тюрьме и ссылке, много странствовал по глухим углам России. Печататься начал с 1902, преимущественно в журналах символистского направления. Первая книга вышла в 1907. С 1921 - белоэмигрант. Как писатель Ремизов сложился в период реакции после революции 1905. Разложение патриархальной торговой буржуазии в условиях перерастания промышленного капитализма в монополистический капитализм, диференциация старого купечества на промышленно-финансовую крупную буржуазию, с одной стороны, и на мелкую буржуазию - с другой, определили собой содержание и направление творчества Ремизова. Религиозно-этическая проблематика - основная для Р. Исходным является образ мира как царства дьявола, бессмысленного рока. В "Крестовых сестрах", в "Неуемном бубне" дурная бесконечность бытия воплощается в повторности лейтмотивов, рисующих убогость, бессмысленность существования. В "Пруду" картины зверского быта, кошмаров и уродства жизни завершаются образом торжествующего дьявола. В "Часах" тема рока, властвующего над миром дьявола, сливается с символом башенных часов; освобождение от власти рока, победа над временем достигаются на пути безумия. Но сквозь явления бесноватого мира Р. усматривает мир благостной природы и бога, хотя и отошедшего от своего творения в потусторонние дали. Дуализм Ремизова получает острое выражение в теме "богоборчества"; у Р. ропщут на бога даже патриархальные, богомольные старушки и сама богоматерь. Религиозное раздвоение разрешается у Р. в юродстве, в религии жертвенного страдания, в примирении с ужасами жизни. Положительные персонажи Р. - безвинные страдальцы, религиозная богема бродячей Руси ("Бесприютная", "Покровенная", "Крестовые сестры" и др.). В социальной действительности Р. видит "явь полусонную, уродливо-кошмарную, непонятную", повсюду царят "вздор, нескладица, неразбериха", природа у Ремизова полна бесовщины. Изображаемый Р. быт глухих провинциальных городов, столичных задворок рисуется им остро-гротескно; реальная бытопись густо прослаивается фантастикой, обессмысливающей действительность. Жизнь персонажей Р. - мелких чиновников, ремесленников, купцов, интеллигентов - полна несуразных происшествий, нелепых поступков, сумасбродства. Реальность у Ремизова постоянно прорывается "кажимостями", бредами (больного, пьяного), снами, в которых обнажается нелепица, прикрытая в бодрственной жизни мнимой разумностью. Систематически используемые Р. лейтмотивы, подчас неожиданно и сумбурно сочетаясь в своих повторах, образуют алогические конструкции; развертывание логического хода мысли, психического состояния, переживания субъекта постоянно замещается воспроизведением потока ощущений, подчас галлюцинаторных. Некоторые циклы миниатюр Р. - не мотивированная ничем сюжетная заумь, дополняемая словесной заумью припевов, заговоров и всякого рода орнаментальной словесностью (напр. "Посолонь"). Для Р. характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов. Сюжетный стержень повествования слабо ощутим; основные события затушевываются, место обобщающего, генерализирующего изложения занимает показ частных эпизодов, деталей быта. ............ |