Введение
Данная курсовая работа посвящена анализу формы полонеза A-dur Г. Венявского и выявлению её особенностей.
Целью работы является определение формы полонеза A-dur Г. Венявского для представления особенностей жанра.
Задачи исследования:
· Характеристика жанра полонез.
· Этапы эволюции жанра.
· Специфика данной формы в творчестве М.К. Огиньского и Ф.Шопена.
· Определение формы полонеза A-dur Г. Венявского.
· Определение формы полонеза а-moll М.К. Огиньского.
· Определение логики тонального плана.
· Тематическая классификация.
· Анализ структуры данных произведений.
· Выявление отличительных особенностей формы полонезов.
Методами исследования являются анализ формы полонезов, описание структуры всех разделов, сравнительный анализ произведений, определение их отличительных особенностей, тематическая, тональная и структурная классификация.
Глава I. Эволюция жанра полонез
1. Полонез – польский танец
Полонез (от pоlonais – польский) - польский по происхождению танец. Отличается неторопливостью, плавностью, величавостью поступи. Развивался на основе народного танца-шествия степенного, торжественного характера. В народном быту был четырехдольный. Сельский полонез или иначе пеший (chodzony) танец был предназначен для встречи крестьян, возвращавшихся вечером домой после полевых работ, и отличался простотой и напевностью мелодии и степенный размеренностью поступи. Исполнялся ходзоны самыми различными составами, иногда даже не составами а просто скрипачом или волынщиком (dudarz).
Из народного быта полонез проник в магнатно-шляхетскую среду, где наделялся чертами парадности, торжественности, порою даже напыщенной чопорности. Заключался, как правило, в плавных, ритмических движениях, имевших характер чинной поступи. Ни прыжков, ни кружения, ни бега в фигурах танца, который соприкасался преимущественно с польской знатью, не было. В шляхетской среде полонез танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер.
Примерно с конца XVI века полонез становится в Польше бальным танцем. С этого времени в нем начинают принимать участие и женщины.
Во второй половине XVIII века складывается новый тип польского. Это торжественный танец (трехдольный с пунктирным ритмом или рельефным дроблением первой четверти).
Теперь полонез становиться блестящим церемониальным танцем-шествием всех участников празднества. Популярность его растет, благодаря чему он постепенно вытесняет старинные танцы-шествия: павану и аллеманду. Уже в начале XIX века полонезом открываются все европейские балы. На своей родине – в Польше – полонез приобретает особу красочность, праздничность и размах.
Полонез сыграл огромную роль в формировании национальных черт польской национальной музыки.
В предромантический период (90-е года XVIII века) были созданы первые полонезы М.К. Огиньского. Выходя за рамки торжественного шествия, полонез постепенно приобретал элегические черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны.
Огиньский достаточно отчетливо сформулировал задачу превращения полонеза из бытового “ танца общества” в художественно-законченный инструментальный или вокально-инструментальный жанр и говорил, что полонез может, сохраняя свой национальный характер, сочетать в себе пение, выразительность, вкус и чувство (le chant, l’expression, le gout et le sentiment). ............