Предисловие
М.В. Ломоносов видел причину огромных успехов в естествознании, прежде всего в том, что учёные люди, строили свои доводы не только в пустых речах, а на точном эксперименте – опытах. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых единственно воображением», - утверждает он в своих заметках по физике.
Истинное познание было возможно для Ломоносова только на основе единства теории и опыта. «Из наблюдений устанавливает теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучшее всех способов к изысканию правды», - пишет он.
Возникновение физической химии как науки связано с именем гениального русского учёного М.В. Ломоносова. Он первый в мировой науке создал учебный курс физической химии, наметил обширный план исследовательских работ в области этой дисциплины, в значительной мере осуществил его, разработал методы и приёмы химического анализа.
Для его исследований в области химии характерны теоретические обобщения экспериментального материала, неразрывная связь теории с практикой, стремление поставить науку на пользу и славу отечества.
Корпускулярная теория строения материи М.В. Ломоносова является непревзойдённой в XVIII в. трактовкой атомно–молекулярного учения. Крупнейшие открытия, сделанные в течение XIX столетия, в области химии: законы электролиза, теории растворов, учение о теплоте, теория строения органических соединений и др. – разработаны на основе атомно–молекулярной теории. Вершиной торжества атомистического учения является периодический закон Д.И. Менделеева.
Следовательно, М.В. Ломоносов по праву считается одним из основоположников теоретических основ химической науки.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 – 1765)
Биография
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии-в деревне Мишанской (Денисовке) Куростровской волости Двинского уезда.
Грамоте М.В. Ломоносов научился рано у своего односельчанина Ивана Шубного. Особенно увлекали его грамматика М.Г. Смотрицкого и арифметика Л.Ф. Магницкого, которые он называл «вратами своей учёности».
Чтение таких книг для М.В. Ломоносова было большой радостью и будило в нём непреодолимое стремление к знаниям, которые он не мог осуществить у себя на родине. Это заставило его уйти из родного дома. Зимой 1730 г. М.В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию: она считалась единственным высшим учебным заведением в России того времени.
В академии М.В. Ломоносов получил хорошую подготовку по древним языкам, но занятия там его не удовлетворяли, так как не изучались естественные науки.
Ещё до окончания академии его в числе 12 лучших учеников направили в Петербург для продления образования в академическом университете. Здесь он обучается немецкому языку, математике, риторике, географии, истории. В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края. Для неё требовались специалисты-химики, знакомые с основами металлургии и горного дела. Было решено подготовить таких специалистов, и М.В. Ломоносова в числе других способных студентов, направляют в Германию.
Сначала студентов направили в Марбург, к крупному естествоиспытателю и философу Х. ............