Оглавление
Глава 1. Введение в управленческий учет. 3
1.1 Концепция управленческого учета. 3
1.2 Сущность управленческого учета. 6
1.3 Функции учета в системе управления хозяйствующим субъектом.. 13
Глава 2. Анализ производственных затрат для оценки себестоимости продукции и определении прибыли. 22
2.1 Учет материалов. 22
2.1.1 Оценка материалов при поступлении. 22
2.1.2 Определение стоимости отпускаемых материалов. 27
2.1.3 Определение оптимального размера заказываемой партии. 31
2.2 Учет накладных расходов. 36
Глава 3. Методы калькулирования затрат в управленческом учете. 43
3.1 Классификация затрат. 43
3.2 Позаказный метод учета затрат. 54
3.3 Попроцессный метод учета затрат. 62
3.4 Учет затрат комплексного производства. 71
3.5 Планирование и бюджетирование затрат. 79
3.7 Система "директ-костинг". 98
Глава 4. Управленческий учет в системе управления хозяйствующего субъекта 108
4.1 Учет затрат и доходов по центрам ответственности. 108
4.2 Анализ "затраты объем прибыль". 113
4.3 Формирование внутренней управленческой отчетности. 125
Глава 5. Принятие управленческих решений. 131
5.1. Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж.. 131
5.2. Принятие управленческих решений в вопросах о ценообразовании и ассортименте выпускаемой продукции. 134
5.3. Маржинальный подход с учетом лимитирующего фактора. 137
5.4 Эффект структурных сдвигов. 139
Глава 1. Введение в управленческий учет
1.1 Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любой организации - с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине XX в. развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом. Таким образом, единая система бухгалтерского учета стала включать финансовый и управленческий учет.
Выделяют два подхода к пониманию сущности термина "управленческий учет".
Первый связан с "management accounting", второй - с европейским "контроллинг" (Германия).
В соответствии с первым термином основной задачей любой учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала хозяйствующего субъекта своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением организацией в целом и отдельными его частями. Поэтому термин "management accounting" может быть переведен как организация учета исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет - не только система сбора и анализа информации о затратах организации, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием, управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью организации. ............