МОУ "Верхнехавская СОШ №2"
Реферат
Чистейший образ Натальи Николаевны Пушкиной
Верхняя Хава
2007 год
План
1. Жена поэта
2. Автобиография Н.Н. Пушкиной
3. Таша – заступница
4. Семейная жизнь Пушкиных
5. Смерть поэта
6. Завет мужа
Список литературы
Приложения
1. Жена поэта
О ней написаны научные труды и мемуары; популярные очерки и эмоциональные эссе; романы и повести; рассказы и драмы; а стихов за полтора века сочинено о ней столько, что не скоро все отыщешь и перечтешь. И все же есть ли среди всего этого многообразия книга, где была бы сказана истина о жене поэта? Да, такая книга есть, и ее можно, положа руку на сердце, рекомендовать читателям. Эта книга – письма Александра Сергеевича Пушкина.
Сколько людей – среди них и друзья поэта, - беспощадно и жестоко осуждали Наталью Николаевну! Сколько людей неуклюже и снисходительно "защищали ее", с легкостью присвоив себе это право! Создается впечатление, что Пушкин предвидел будущее и заранее отвел все поклепы и благоглупости. Впрочем, это не впечатление, а факт, ибо, умирая, Пушкин утешил ее: "Будь спокойна, ты невинна в этом". А врачу он сказал: "Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском". Как вспоминала Е.А. Мещерская, "посреди самых ужасных физических страданий Пушкин думал только о жене и о том, что она должна была чувствовать по его вине. В каждом промежутке между приступами мучительной боли он ее призывал, стараясь утешить, повторял, что считает ее неповинною в своей смерти и что никогда, ни на одну минуту не лишал ее своего доверия и любви". Но много раньше, в письмах к жене, Пушкин ответит будущим ее "прокурорам" и "адвокатам".
Софья Николаевна Карамзина в 1837 г. сетовала: "Наш добрый, наш великий Пушкин должен был бы иметь другую жену". Пушкин ответил ей еще в 1834 г. в письме Наталье Николаевне: "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив".
Сергей Александрович Соболевский сурово обвинял Наталью Николаевну в легкомыслии или, коротко говоря, в том, что разорив мужа, она способна разорить детей. Пушкин возразил еще до своей женитьбы: "Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где она призвана блистать, развлекаться. Она вправе этого требовать. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву свои вкусы, все, чем я увлекался в жизни, мое вольное, полное случайностей существование". Пушкин выполнил свое обещание, и ни у кого нет права его судить за это.
Евпраксия Николаевна Вревская недоумевала и несколько злословила по тому поводу, что Наталья Николаевна якобы "не слишком переживает" смерть Пушкина. Ответом на невольную бестактность служат, например, слова В.Ф. Вяземской о том, что она "не может забыть страданий Натальи Николаевны в предсмертные дни ее мужа. Конвульсии гибкой станом женщины были таковы, что ноги ее доходили до головы. Судороги в ногах долго продолжались у нее и после, начинаясь обыкновенно в 11 часов вечера.
Дарья Федоровна Фикельмон через четыре года после смерти Пушкина писала сестре из Вены в Москву: "По-видимому, г-жа Пушкина снова появляется на балах. Не находишь ли ты, что она могла бы воздержаться от этого? Она стала вдовою вследствие такой ужасной трагедии, и ведь она была ее причиною, хотя и невинною". ............