Часть полного текста документа:Дадаизм И. Маца Дадаизм - сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. ["Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре". "Кто живет для сегодняшнего дня - вечно живет" (Р. Гюльзенбек). "Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система - не иметь никакой системы" (Т. Цара)]. Анархический бунт дадаистов против "всего" представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий. Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Д. Как школа Д. оформился в 1916, в. нейтральной Швейцарии. Первые деятели Д. - Тристан Цара (поэт; румын), Рихард Гюльзенбек (поэт; немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Г. Арп (художник; немец), М. Янко (художник; румын). "Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран", - говорит Гюльзенбек. Д. возник как искусство кабаре ("Cabaret Voltaire"), потом перешел в лит-ру ("Publications du Cabaret Voltaire" - "Публикации кабаре Вольтер", 1916; Huelsenbeck R., Die phantastischen Geleite, 1916; Tzara T., La premiere aventure celeste de Mr. Antipirine - "Первое небесное приключение г-на Антипирина", 1916, журнал "Dada") и в изоискусство (первая выставка дадаистов в 1917). Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления их были лишены патриотической сентиментальности, были более острыми; дадаисты доводили до конца, до крайних выводов, футуризм и экспрессионизм, сторонниками к-рых они раньше являлись. Уже в Швейцарии наметились два различных направления внутри самого Д.: 1. "Абсолютный дада" - группа Цара и впоследствии французских и голландских дадаистов, идеалом к-рых была "статическая" и "симультанистическая" поэзия и "абсолютное искусство"; 2. "Политический дада" - группа Гюльзенбека, а затем и немецких дадаистов, для к-рых Д. - "это наиболее релятивистическое, антибуржуазно-антикапиталистическое, активистское мировоззрение политически мыслящих людей, для к-рых искусство является только ничтожной деталью мировой картины и к-рые должны постоянно восставать против искусства, пока оно в буржуазном обществе остается товарной ценностью" (Гюльзенбек). Первая группа после окончания войны переселилась во Францию, где к ней временно примкнули худ. Пикабиа, поэты Сандрар, Кокто, А. Бретон, Л. Арагон и др. Группа разложилась примерно в 1923-1924, когда часть "абсолютных дадаистов" перешла к "сверхреалистам" (см.). Гюльзенбек вернулся в Германию в 1917, где и образовалась группа "политических дадаистов" [из поэтов в нее вошли: Р. Гаусман, И. Баадер, В. Меринг, а из художников - Г. Гросс и Гартфильд (Герцфельд)]. Но свою работу она развернула только по окончании войны, когда часть группы (Гросс и Гартфильд), особенно заострив свою антибуржуазную позицию, открыто высказалась за пролетарскую революцию (издательство дадаистов "Malik-Verlag" стало печатать и не-дадаистические работы революционных писателей, потом целиком перешло на службу революции: Гросс и Гартфильд, отказавшись от Д., приняли точку зрения революционного пролетариата). ............ |