Часть полного текста документа:Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча Икона. I треть XIII века. ГТГ Дерево, левкас, темпера. 61,5 х 146,5 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № ДР-1191 Место создания Владимиро-Суздальская Русь (?), Россия Эпоха, стиль, направление Киевская Русь "Деисус" в переводе с греческого "deesis" означает "моление, прошение, преклонение". Более точное именование- "деесис" (русское окончание "ус" появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса). Иконография "Деисуса" чрезвычайно распространена в византийском православном мире. Посредине - Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе Богородица, слева - Иоанн Предтеча. Это так называемый "малый деисус"; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые - преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из основных содержаний и целей Земной Церкви - посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его милости. На рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас - стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан. Представляемый на нашем сайде "Деисус" - самый ранний из дошедших от Киевской Руси до нашего времени. До того как эта икона попала в Третьяковскую галерею, она находилась в Успенского собора Московского Кремля, где помещалась над гробницей митрополита Филиппа . По мнению В.Н.Лазарева, икона могла быть перенесена в кафедральный собор из Владимира в 1518, когда в Москву переносили многие местночтимые образа в том числе и "Спас Эммануил с архангелами" (Конец XII в. ГТГ). О.С. Попова допускает, что ""Деисус" возник, как и "Успение", в Новгороде, ибо тип и образ Христа в них очень похож. Однако это предположение совсем не обязательно, - отмечает исследовательница, - так как общий в них образ просто может восходить к одному византийскому оригиналу. Так или иначе в Новгороде или другом русском княжестве, но "Деисус" создан на Руси в начале XIII в. В нем мало специфически русской выразительности и каких-либо особых местных примет стиля. Его письмо близко той живописи, что покрыла стены Студеницкой церкви" (Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X - первой половины ХIII века. - М., 1988. С.231-232.). Известно, что церковь Богородицы (1208-1209) в Студенице (Сербия) была расписана греческими фрескистами, очевидно, из константинопольских монастырских мастерских . "Деисус" по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма, потому вполне возможно, что икона в начальный период своего существования находилась в алтарном пространстве и, не исключено, возвышалась на архитраве алтарной преграды. В оплечном "Деисусе" из Третьяковской галереи Спас выписан фронтально. На Нем красно-коричневый хитон, с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. ............ |