Часть полного текста документа:Деятельность как предмет психологии Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности. Традиция, которая была заложена Декартом дала повод для появления двух подходов в психологии - менталистский, где психология выступает как наука о духе и бихевиоральный, где предпринята попытка придать психологии естественнонаучный характер. Но с методологической точки зрения эти направления в своем основании имеют общую двухчленную схему анализа: воздействие на рецептирующие системы субъекта, отсюда возникающие ответные - объективные и субъективные - явления, вызываемые данными воздействиями. Главная задача, которая ставилась, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. В бихевиоризме - это двучленная схема - стимул-реакция. Неудовлетворительность этой схемы заключатся в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром (предметную деятельность). Предлагается трехчленная схема: воздействие объекта - деятельность субъекта - изменение текущих состояний субъекта. Т.е. сознание определяется общественным бытием людей. Жизнь - это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект-объект". Предметом психологии - является психически управляемая деятельность. Психология - наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животных. Выделим ключевые слова: 1. Отражение; 2. (Где отражение?) В деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин "деятельность" обычно относится к человеку. "Поведение" - к животным.) 3. Порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип единства сознания и деятельности Рубинштейна - психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2)). Принцип единства сознания и деятельности. С.Л.Рубинштейн, 30-е годы. Сознание порождается деятельностью (бытие определяет сознание); когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия. Единство, но не тождество сознания и действия. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения (исследования: ТППФ П.Я.Гальперина; ведущая деятельность у Д.Б.Эльконина; исследования по восстановлению чувствительности: разные задачи - разные возможности). Сознание и жизнь, сознание и поведение, сознание и деятельность взаимосвязаны. Сознание с необходимостью формируется деятельностью. Сознание постоянно проявляется в деятельности. Характеристики деятельности: Предметность - воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете (предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может). Субъективность - субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл); Целесообразность; Опосредованный характер (орудия, социум); Социальная природа - усвоение общественно-исторического опыта (деятельность индивида включена в систему отношений общества. ............ |