Часть полного текста документа:Дога Евгений Дмитриевич Народный артист СССР. Родился 1 марта 1937 г. в начале всенародного обрядового праздника "мэрцишор", в с.Мокра, Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной Молдавии. Отец - Дога Дмитрий Фёдорович (род.1906 г.). Мать - Дога Елизавета Никифоровна (род.1919 г.). Супруга - Дога Наталья Павловна (род.1939 г.), инженер. Дочь - Дога Виорика Евгеньевна (род.1966 г.). Родное село расположено в низине, посредине которой протекает маленькая, безымянная речушка, а через холм - знаменитые кодры, лес с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и другой растительностью, которая осталась живой и восхитительной памятью, ибо это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с живой природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. А собственно, что такое разум!? Не есть ли это сама природа неразгаданная и манительная. Слово "doga" по латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил ходить со сверстниками и собирать весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был основной продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мать жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле. Запомнился и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а также симфонический оркестр из Кишинева. С ним был казус. Сцена в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб тоже носил лишь одно название. Этот большой симфонический оркестр частично расположился на сцене. Но большая его часть, в том числе огромные скрипки, - на улице. Потом Женя узнал, что это были вовсе не скрипки, а контрабасы. Они что-то долго играли, и кто-то впереди им все время угрожал палочкой. Было очень интересно, как можно было так долго играть и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Этот "другой" мир пришлось через некоторое время открыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене. Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (1951-1955 гг.). Потом в Консерватории (1955-1960 гг., 1960-1965 гг.). Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. А однажды на репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957-1962 гг.), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П.И.Бачинин (в прошлом - Пабло Баччини - итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у ней больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивился и очень тактично согласился принять завтра ее в программу. Это был первый выход из "подполья" и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А далее уже трудно было определить чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры особенно занимали его. Оркестровывал А.Хачатуряна, Д.Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов, - молодому автору выпала огромная часть оркестровочной и обработочной работы. ............ |