Часть полного текста документа:Движение. Пространство и время. Что делает мир единым? Пытались найти основу всего сущего. Основа всего сущего-субстанция(категория философии). Понятие субстанции сформировалось не сразу. Первоначально субстанция-субстрат. Сегодняшнее понимание-многообразие вещей, явлений, которые существуют через субстанцию, благодаря ей, но сами субстанцией не являются. В зависимости от того, что понималось под С., легко классифицировать все философские течения: Плюралисты-монисты(материальные, идеальные).(Плюрализм-в основе всего сущего-множество изолированных равнозначных сущностей, не сводимых к единому началу; монизм-в основе всего сущего одно начало) Идеализм. Тоже говорили о материи. Понятие материи использовали. Чтобы оттенить понятие идеального. "Нет в мире вещи, которую оно обозначает". Материализм Материалистический монизм-под субстанцией бытия понимается некоторое материальное начало-элементы природы(воздух, вода), абстрактная материя-апейрон. Материалистический плюрализм-в основе-несколько сущностей. Ньютон: время, пространство, движение-три состояния. Античная философия: сложилось направление-стихийный материализм(К.Маркс). Они исходят из понятия первоматерии(вода, воздух, земля, огонь) или у Демокрита-атом. Античные философы считали материю основой чувственно материального мира. Это понимание материи было субстратным. Первоматерия-причина материальности предметов, любой предмет каким-либо образом сделан из первоматерии. "Материальный" значит вещественный. Платон ввел название материи hyle. Но разработал это понятие Аристотель: "Материя есть возможность того, действительностью чего является форма". Но уже в то время от такого понимания материи пытались отказаться.(Пифагор-в основе-число). Далее- Теория атомизма(Евклид, Демокрит). К 17 веку материя представлена в классическом виде, "как субстанция"- материя-сущность вещей, но материя вещью не является. Это понимание важно тем, что такая материя является причиной всех тех изменений, которые происходят в мире. Материя развивается из себя по своим собственным законам. Не нужно обращаться к богу, а нужно обращаться к самой природе. В это же время-механистический взгляд на материю. Все явления объяснялись действием сил притяжения и отталкивания. Это толкование исходило из состояния науки. В 18 веке появились попытки определить материю как философскую абстракцию(Гольбах). Определение: "Материя-все то, что каким-либо образом воздействует на наши чувства"(не укрепилось). Середина 19 века. Максвелл, Фарадей- о существовании невещественной материи(появление электричества). Конец 19 века. Укрепилось определение: "Материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяжение неотъемлемые атрибуты материи". В 19 веке получил развитие вульгарный материализм 0 отрицали специфику идеального( мозг выделяет мысль как желудок-желудочный сок). Вещественное представление о материи поддерживалось до конца 19 века. Физики вновь пытались поднять вопрос о первоматерии. Но все многообразие свести к материальной частице было нельзя. Открытия того времени: рентгеновские лучи(отвергло понятие о непроницаемости атома), открытие электрона в атоме(отвергло понятие о неделимости атома). ............ |