Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ факультет культурного и природного достояния кафедра музейного дела и охраны памятников ЭКОЛОГО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Дипломная работа по специальности Музейное дело и охрана памятников специализация: музеевед - эколог Исполнитель Корякина Е. В. Научный руководитель__________ ______________________________ Допущен к защите: Зав. Кафедрой__________________ "______" _________________2001г. Содержание 1. Введение 2 2. Основная часть: Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников 1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников. 10 1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. 16 1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана. 20 3. Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе. 2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе. 27 2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников. 32 2.3. Искусство - важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе. 38 4. Глава III. Использование разных видов искусства в учебно - воспитательном процессе. 3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков. 42 3.2. Природа на уроках литературы. 48 3.3. Роль искусства музыки и хореографии и развитии нравственно - эстетического отношения школьников к природе________________________ 54 5. Заключение______________________________________________________ 59 6. Список литературы: 62 7. Приложения (1и2)______________________________________________66, 82 Введение "Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания" В. А. Сухомлинский. На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21). Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека. Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно --содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. ............ |