Реферат на тему:
“ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИДЕРА”
Влияние эмоций на жизнь человека неоспоримо.
Невозможно их также исключить и из деловой сферы. Разные деловые культуры адаптируют эмоции в деловую сферу по-разному. В некоторых (американский тип) они разведены, в некоторых (российский тип) глубоко проникают друг в друга.
Эмоции современного человека находятся под влиянием внешней среды: гиперинформационное пространство, мировые кризисы, войны или теракты, трудности на работе, угроза потери работы, денег, жизни. Как грамотно контролировать свои эмоции в таких ситуациях? Насколько человек вообще может их контролировать? Как возможно использовать собственные эмоции «для дела»? Насколько современный менеджер может позволить себе быть эмоциональным? И наконец, что такое эмоциональная компетенция? На эти вопросы автор ответит в данной статье.
СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность специалиста (руководителя) решать определенный класс управленческих задач, соответствовать занимаемой должности. Когда мы говорим об эмоциональной компетенции, мы должны обратиться к понятию «эмоциональный интеллект», появившемуся как термин EQ в сравнении с IQ в 1995 г. после публикации работы Даниэля Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Конечно, навыки здравого смысла, умение практически анализировать ситуацию, не делать поспешных выводов и мудро относиться к проблемам составляли перечень достоинств руководителя и раньше. Однако как измеряемая величина это понятие было сформулировано только в 1990-х гг.
Историческая справка возникновения понятия «эмоциональный интеллект»
1937 г. Роберт Торндайк написал о социальном интеллекте.
1940 г. Дэвид Векслер написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы).
1983 г. Горвард Гарднер написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты).
1990 г. Джон Майер и Питер Салоуэй придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
1995 г. Даниель Гоулман опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект».
В этой связи интересно обращение многих американских исследователей к феномену нестандартного руководителя — человека выдающихся способностей, который мыслит творчески и руководит эмоционально. Представление о «железном менеджере», бесстрастно принимающем информацию и холодно отдающем приказы, перестало быть актуальным.
В России, которая осваивает деловой этикет только последние 10–15 лет, представление о настоящем руководителе, лидере только формируется. Соревнование выигрывают нестандартно мыслящие, эмоциональные, «живые» люди, увлеченные своим делом. Именно такого менеджера хотят видеть у себя в качестве руководителя многие корпорации. Энергия, здравый смысл, оптимизм, харизматичность — такие качества присущи человеку, способному стать «менеджером» своих эмоций, вписать в лидерские компетенции еще одну — эмоциональную.
Давайте рассмотрим структуру эмоционального интеллекта, как ее представляют современные исследователи (в частности, Рэвен Бар-Он1).
1. Внутриличностная сфера: самоанализ; ассертивность; независимость; самоуважение; самореализация.
2. Межличностная сфера: эмпатия; социальная ответственность.
3. Сфера приспособляемости (адаптивность): понимание (адекватная оценка) действительности; гибкость; умение решать проблемы.
4. Сфера умения справиться со стрессом: переносимость стресса; контроль над импульсами.
5. Сфера общего настроения: оптимизм; счастье.
Почему эмоциональный интеллект необходимо развивать?
Как мы видим, эмоциональный интеллект — это система жизненных навыков, необходимых любому человеку. ............