Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
Крымский Республиканский институт
последипломного педагогического образования
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Реферат слушателя курсов
повышения квалификации
практических психологов
практического психолога
Рощинской общеобразовательной
школы I-III ступеней,
Джанкойского района
Кащеевой Марины Викторовны
Симферополь 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога
1.1 Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
1.2 Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
1.3 Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
1.4 Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества существенно повышает требования, предъявляемые к школе, основной целью которой является всестороннее развитие личности ребенка. Главным фактором развития ребенка, активно самореализующегося в дальнейшей жизни, является личность самого учителя, от эффективности деятельности которого во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье учителя, о развитии его индивидуальности напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.
Особенностью педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Повторение ситуаций профессиональных стрессов приводит к ослаблению нервной системы педагогов, эмоциональных срывов, нервно – психических заболеваний. В связи с этим в своей повседневной работе педагог постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности.
Данная работа посвящена исследованию феномена эмоционального «выгорания», достаточно хорошо изученного в зарубежной психологии и практически неизвестного у нас, а так же профилактике и коррекции данного синдрома у педагогов, так как наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации.
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии учителей, с целью разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников. Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания и его основные симптомы.
Предметом исследования – профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Психология здоровья как новое научное направление в нашей стране связано с началом 90-х годов XX века. ............