Часть полного текста документа:Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации И.Б. Казиков, Олимпийский комитет России, Москва Под этапом непосредственной подготовки к главному соревнованию года понимают этап годичного или полугодичного макроцикла, заключенного по времени между окончанием главных отборочных соревнований (во многих видах это чемпионат страны) и первым стартом на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы [2, 3, 4]. В процессе отбора в олимпийскую команду включаются самые сильные и подготовленные в конкретном виде спорта спортсмены, тренеры и руководители команд всегда рассчитывают на их успешное выступление на Играх, достижение результатов, показанных ранее и гарантирующих завоевание медалей или определенных призовых мест в ходе соревнований. Однако всем спортсменам олимпийской команды сделать этого не удается: одни выбывают на уровне предварительных стартов, другие не попадают в финалы и занимают места, не соответствующие прогнозируемым для них, основанные на уровне их подготовленности и достигнутых прежде результатах. В большинстве видов спорта этот этап рассматривается как заключительный в структуре соревновательного периода. Этап непосредственной подготовки (ЭНП) представлен, как правило, комбинацией базового, специальноподготовительного, предсоревновательного и соревновательного этапов и используется в макроцикле чаще всего только один раз [4]. Он не является аналогом предсоревновательного этапа (подготовительного периода), на котором осуществляется переход от объемных тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным специфическим соревновательным упражнениям, а имеет свою четко выраженную структуру и конкретные задачи: · восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны; · дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков; · создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний; · полное или частичное моделирование соревновательной деятельности с целью подготовки к ней и контроля за уровнем подготовленности · адаптацию к новым климатогеографическим и социально-психологическим условиям места проведения Игр Олимпиады; · подведение к старту в оптимальном, текущем и оперативном состоянии. Для выяснения причин случающихся на Олимпиадах срывов была проведена экспертиза 17 специалистам, главным и старшим тренерам сборных команд России были заданы следующие вопросы, касающиеся этого явления, которые они должны были проранжировать по степени значимости. 1. Неудовлетворительное общее оперативное состояние спортсмена в день старта. 2. Неудовлетворительное психическое состояние спортсмена. 3. Снижение уровня физической подготовленности. 4. Снижение уровня технической подготовленности. 5. Неправильно выбранная тактика соревновательной деятельности. 6. Общее снижение спортивной формы к началу Игр. 7. ............ |