Часть полного текста документа:Этическое измерение истины М.С. Вигелль Проблемы в истории, на которых сосредоточивается не только наука, но и философия, в конечном итоге связаны с вопросом о том, что является истиной. Истина является неким фундаментом, на котором затем основываются одна за другой системы с целью охватить сущность реальности. Вопросом, который философия, однако, упустила из внимания, является то, каким способом истина как таковая может иметь отношение к человеческому существованию. То обстоятельство, что истинное противопоставляется ложному, находится вне всякого сомнения. Оно выражено спинозовским "verum est index sui et falsi" (лат. "истинное есть указатель его самого и ложного"); "истина" всегда является "истиной", что становится ясно из правил употребления языка, и уже в этом обнаруживается рефлексивность понятия истины. Кроме этого отношения понятия истины к себе, исследование требует представить модель природы истины в отношении к нам, ибо в том случае, когда истина является чем-то отдельным от человеческого существования, она лишена релевантности. Объем понятия "истина" в то же время нельзя редуцировать к чисто субъективному понятию отдельного индивида, иначе понятие "истина" в нормативном отношении окажется только абстракцией изолированного существования. В таком случае "истина" должна подчиняться закону тождества, так как истина была бы собою только в качестве того, что субъект принимает как истину. Поскольку всякое выражение этики исходит из требования отношения к человеческому существованию в качестве нормативного элемента универсального характера, трансцендирующего сферу отдельного субъекта, то требуется, чтобы "истина" находилась в каком-то продуктивном отношении к чему-то вне своей внутренней сферы, то есть, другими словами, чтобы ее объем включал больше, чем внутреннее отношение. Фундаментальной задачей этики, в рамках рационалистической традиции, является поиск адекватного способа достижения основы этической нормативности. Та теория, которая подчеркивает и абсолютное содержание истины и ее релевантность в попытке соединить необходимое наличие отдельного (субъекта) и общего (объекта), называется теорией корреспонденции. Согласно этому понятию, ("con" значит "с-", "respondere" значит отвечать), что-то является истинным, если оно соответствует тому, чем оно выражается. Таким образом, выражение является "истинным", если и только если его содержание соответствует реальности. Проблема далее состоит в том, как истина может передаваться, и связана с вопросом о том, как язык и реальность могут находиться в неком продуктивном контингентном отношении. Первую (по крайней мере, сохранившуюся до наших дней) античную попытку найти ответ на вопрос о релевантности истины в отношении к этике, мы находим в философии Платона. Реализм совпадает с идеализмом в своем фундаментальном требовании объективной, незыблемой основы знания, и сталкивается, соответственно, с теми же сложностями, в связи с платоновским стремлением преодолеть пропасть между познающим субъектом и объективной реальностью. Реализм так же, как и идеализм, исходит из того, что есть отдельный, замкнутый мир, того, "что на самом деле" существует что-то подлинное, которое, однако, требует действительного критерия, мотивирующего это раздробление реальности на подлинную и неподлинную. Этическая теория является попыткой соединения оценивающего начала с объективной структурой при сохранении этической нормативности. ............ |