Часть полного текста документа:Феномен преодоления в психологической подготовке спортсменов В.В. Андреева, Кандидат психологических наук, и.о. Доцента Ю.В. Всеволодова, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Введение. Сущность человека заключается в противоречии, заложенном в его существовании, и это противоречие вынуждает человека действовать в поисках его разрешения (Э. Фромм, 1995). Полное развитие человеческих возможностей требует дисциплины, воли и внимания. И хотя этот путь трудный, только он имеет шансы на успех: даже если цель еще не достигнута, активность и усилия, направленные на ее достижения, уже оказывают эффект, объединяющий, интегрирующий, мобилизующий энергию человека. В. Франкл писал: "Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло как биологический, психологический и социальный тип. Другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты - либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им" (В. Франкл, 1990). Трудности в нашей жизни - самые сильные учителя, а изучение своего главного недостатка и борьба с ним составляют как бы индивидуальный путь каждого человека (Г. Гурджиев, 1992). Другими словами, противоречия, освобождение от них и те достижения, которые совершаются в результате этого пути каждым человеком, можно считать основополагающим критерием в развитии человека. Тогда можно считать, что человек - существо преодолевающее. Традиционный взгляд на проблему преодоления препятствий. В отечественной психологии нашего времени проблема воли разрабатывалась в нескольких направлениях: в общей психологии, педагогической психологии и в психологии спорта. В концепции В.А. Иванникова формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия (В.А. Иванников, 1991). Но нигде автор не говорит о том, что привело к изменению смысла. А это важно, так как, по нашему мнению, критическая ситуация и ее преодоление и детермини руют изменение смысла деятельности. Особенностью подхода В.И. Селиванова является понимание волевого процесса через механизм осознанной саморегуляции организма. Он считает общим признаком проявления воли сознательную борьбу личности с трудностями. Акцент в разработке проблемы воли ставится на воспитании волевых качеств детей различных возрастных групп (В.И. Селиванов, 1976). В психологии спорта проблема воли разрабаты валась в контексте спорта, как специфического вида деятельности, где преодоление соревновательных препятствий занимает центральное место. Соответственно достаточно подробно анализировались препятствия и трудности в спортивной деятельности (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Б.Н. Смирнов, А.С. Егоров и др.). Основоположником изучения соревновательных препятствий и трудностей является А.Ц. Пуни, который впервые описал и развел понятия "препятствие" и "трудность" по разным критериям. "Препятствиями следует считать объективные и изменяющиеся условия внешней среды, состояния внутренней среды организма, в которой развертывается деятельность спортсмена и которые являются помехами в достижении намеченной цели, в решении конкретных задач деятельности" (А.Ц. ............ |