Часть полного текста документа:Фигуры Фигуры (греческое sche?mata, латинское figurae) - термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи. Античные риторы сосредоточивают свое внимание преимущественно на отклонениях Ф. от синтаксической нормы, определяя Ф. как "изменение строения речи", "уклонение мысли и выражения от присущей им природы", "от обыденной и простой формы". Основную группу Ф. образуют Ф., создаваемые "особым размещением слов". Античные теоретики делят их на: 1) Ф., образуемые путем добавления, Ф. плеоназма; 2) Ф., образуемые путем сокращения; 3) Ф., образуемые путем накопления одинаково звучащих слов, Ф. анноминации; 4) Ф., образуемые путем противоположения. К Ф., образуемым путем добавления, относятся: 1) удвоение (греческое anadiplosis, латинское conduplicatio) - "повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания". Ср. у Пушкина: "О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями"; 2) близкая к ней Ф. эпаналепсиса - "повторение в длинном словесном обороте одного и того же слова", усиливающего связь между частями оборота. Ср. у Цезаря: "Было всего два пути, этими путями могли они выйти из дому"; 3) Ф. анафоры (единоначатия) - "многократное повторение одних и тех же начальных слов". Ср. у Пушкина: "Али я тебя не холю, али ешь овса не вволю, али сбруя не красна?"; 4) Ф. эпифоры (греческое antistrophe?, латинское conversio) - "повторение тех же слов в конце каждого колона". Ср. у Брюсова: "Струится нетихнущий дождь, / Томительный дождь..."; 5) Ф. охвата (греческое symploke?, латинское complexio) или кольца (греч. kyklos, латинское inclusio) - повторение одних и тех же слов в начале и конце колона. Ср. у Пушкина: "Мутно небо, ночь мутна"; 6) Ф. эпанода (греческое epanodos, латинское regressio) - повторение, при котором "слова, поставленные сперва рядом, потом повторяются отдельно". Ср. у Пушкина: "Не я, братец, клянусь тебе жизнью, / клянусь жизнью твоей и моею..."; 7) Ф. полиптотона (греч. polyptotan, латинск. casuum commutatio) - повторение слова в разных падежах. Ср. пословицу: "Клин клином вышибать"; 8) Ф. стыка (греч. epanastrophe) - соединение эпифоры с анафорой. Ср. у Блока: "О весна без конца и без краю, / без конца и без краю мечта"; 9) Ф. бессоюзия (греч. asyndeton, латинское dissolutio) - устранение связующих слов между одинаковыми членами колона. Ср. у Пушкина: "Швед, русский - колет, рубит, режет"; 10) противоположная ей Ф. многосоюзия (греческое polysyndeton) - скопление союзов, связующих однородные члены предложения. Ср. у Пушкина: "Но смерть... но власть... но бедствия народны..."; 11) Ф. градации (греческое klimax, латинское gradatio) - "ступенчатость" в расположении связанных смыслом слов. Ср. у Грибоедова: "Шампанское стаканами тянул... Бутылками-с и пребольшими... Нет-с, бочками сороковыми"; 12) Ф. реторического вопроса и 13) Ф. реторического восклицания. Ср. у Гоголя: "Знаете ли вы украинскую ночь?"; 14) Ф. реторического накопления - подбор однозначных оборотов. Ср. у Ломоносова: "Ушел, вырвался, убежал"; 15) Близкая к ней Ф. истолкования (греческое ехe?gesis, латинское interpretatio) - замена слова рядом других, раскрывающих его содержание. К Ф., образуемым путем сокращения, античные теоретики относят: 1) Ф. эллипсиса (греческое elleipsis) - пропуск слов, восстанавливаемых из контекста. Ср. у Пушкина: "Ворон ворону в ответ"; 2) Ф. апосиопеса или паралепсиса (латинское praecisio) - пропуск конца фразы. ............ |