Введение. 2
1. Философско-культурная концепция науки Кассирера. 3
2. Роль и место культуры в концепции науки Кассирера. 10
3. Роль и место истории в концепции науки Кассирера. 12
Заключение. 17
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 20
Введение Рассмотрение науки как исторического и социально-культурного образования нашло свое отражение не только в широком развертывании исследований исторического (или историографического) направления в методологии науки, но и в оживлении интереса к социологии науки, психологии научного исследования, а также к философско-историческим и философско-культурным концепциям науки.
Новая концепция науки именно как концепция, учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, которое изучается в ряде дисциплин (например, социология науки) в философских трудах представляется как отрицание бытовавшей ранее логико-эмпиристической концепции, потому что она, социология науки, исследует влияние социальных факторов на науку[1].
Качественно новый подход к науке, пришедшем на смену логико-эмпиристической концепции подразумевает прежде всего изменение точки обозрения науки, в результате которого она предстает в некотором новом качестве. А именно—как историческое социально-культурное образование. В этом случае внутренние — гносеологические и логико-методологические — характеристики науки не просто дополняются указаниями на исторические и социально-культурные факторы, извне влияющие на развитие науки; но и сами эти гносеологические и логико-методологические характеристики приобретают особенности, обусловленные исторической социально-культурной природой науки.
Представление о науке как о культурном образовании глубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой представлено в учении немецкого философа Кассирера (1874-1945). В настоящей курсовой работе мы рассмотрим основные положения философско-культурной концепции науки Кассирера.
1. Философско-культурная концепция науки Кассирера Главная особенность концепции Э. Кассирера в том и состоит, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм.
Рассматривая концепцию Кассирера о науке как форме культуры, следует начать с истоков — с некоторых основных исходных положений философии Канта, а также учения Когена о культуре и «культурном сознании», с его поисков «логических оснований культуры».
Особенность теории познания, как она сформулирована Кантом, заключается в том, что теория познания исследует способ познания предметов. Различные виды постижения мира—научное знание (математика, естествознание) и философия (теоретическая и практическая) оказываются разделенными друг от друга в самом основании—потому, что в них нашли выражение различные способности души и различные формы познания. По этой причине различны их объекты. Так, различие между математическим и философским видами познания (равным образом опирающимися на чистый разум) заключается в «их форме, а не основывается на различии между их материей, или предметами. Форма математического познания есть причина того, что оно может быть направлено только на количества...»[2]. ............