Костанайский Государственный Университет
им. Ахмета Байтурсынова
Реферат
На тему: Фонологические оппозиции.
Фонологические дифференциальные признаки
Выполнил: Байжанов Мурат,
студент 2 курса
факультета лингвистики и перевода
г. Костанай
2006
План
Введение
3
Характеристика школ
Московская фонологическая школа
Представители
Фортунатов Филипп Федорович
Сидоров Владимир Николаевич
Реформатский Александр Александрович
Казанская лингвистическая школа
Представители
Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ
Богородицкий Василий Алексеевич
Крушевский Николай Вячеславович
Петербургская лингвистическая школа
Представители
Щерба Лев Владимирович
Зиндер Лев Рафаилович
Список использованной литературы
Введение
В течение 80-х годов XIX века определеннее обрисовываются три школы среди наших представителей сравнительного языкознания:
· Московская, с Ф.Ф. Фортунатовым во главе, учениками которого являются такие ученые, как профессор Ульянов, академик А.А. Шахматов;
· Казанская, основанная И.А. Бодуэном де Куртенэ, учениками которого являются Н.В. Крушевский, преемник Бодуэна на казанской кафедре В.А. Богородицкий, А.И. Александров, профессор славистики в Казанском университете, С.К. Булич, профессор Санкт-Петербургского историко-филологического института и другие;
· Петербургская, с И.П. Минаевым во главе, выпускавшая преимущественно индианистов-филологов (С.Ф. Ольденбург, профессор санскрита на восточном факультете Петербургского университета, Д.Н. Кудрявский, профессор Юрьевского университета).
Из этих трех школ петербургская не имеет определенного направления в смысле грамматическом. Казанская школа близко стоит к европейской новограмматической, хотя и сложилась в значительной мере самостоятельно. Московская школа занимает более обособленное положение, вообще также обнаруживая прогрессивное направление.
МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
С конца XIX столетия в языковедении, как в западном, так и в отечественном, начали складываться школы, в рамках которых развивались те или иные традиции изучения языка: методологические взгляды на науку, решение принципиальных вопросов возникновения языков, их эволюция и т.д.
В России конца XIX века сложились две большие лингвистические школы – Московская и Казанская. Их основателями были два великих русских лингвиста – Филипп Федорович Фортунатов (1848 – 1914) и Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 – 1929). Естественно, основные взгляды на язык и способы его изучения «отцов-основателей» повлияли в дальнейшем и на исследования их учеников. В круг научных интересов Ф.Ф.Фортунатова, например, входили вопросы звуковой эволюции языков, отношения языка и мышления, грамматическая теория, теория синтаксиса и т.д. Ф.Ф.Фортунатов и его ученики всегда отличались строгостью научных исследований. Среди его учеников были А.А.Шахматов, М.М.Покровский, В.К.Поржезинский, Б.М.Ляпунов, А.И.Томпсон, Е.Ф.Будде, Д.Н.Ушаков, М.Н.Петерсон и др.
Идеи основателей школы и их основные научные принципы сохранило следующее поколение лингвистов: Р.И.Аванесов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, П.С.Кузнецов. ............