СОДЕРЖАНИЕ
 1.  Теоретические и методические основы обучения
                -    Сущность обучения и его структура
 -  Структура и средства учебной деятельности
 -  Психологические особенности восприятия, понимания,  усвоения учебного материала
 2.  Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
 -  Главная движущая сила развития – противоречие
 -  Формирование положительной мотивации
 3.  Урок для современного ребенка
 -  Эпоха «мозаичной» культуры
 -  Опора на непроизвольное внимание детей
 а) игра как методический прием
 б) замена одного вида деятельности учащихся на другой
 в) событие на уроке
 -  Информационная потребность детей
 4.  Практическое формирование интереса к обучению 
 -  Событие на уроке русского языка
 -  Дидактическая игра на уроке математики
 -  Учеба вне урока
 5.  Педагогические концепции и педагогические технологии
 -  Традиционная система обучения
 -  Современная дидактическая система
 -  Новейшие подходы к обучению. Опыт А.А. Рывкина
 Теоретические и методические основы обучения
 Свою работу хочу начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить /даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п./; если <…> всем вместе будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения, если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».
             Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?
             Сущность обучения и его структура
          Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отношение «педагог — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, то есть контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.  ............