Формирование общеучебных умений в курсе технологии
 Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же  умений необходимых для постановки и решения проблемы.
 Процесс выделения главного в учебном материале  основывается на определение  значимости материала, его ценности и места в системе логических связей данного учебного курса (раздела, темы). Так, в курсе технологии значимым для учащихся материалом, составляющим основу  содержания данного курса, являются закономерности взаимодействия в системе "человек- технология- среда" и последствия такого взаимодействия на природу, общество, культуру и самого человека. В разделе "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения" центральной идеей являются знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования материалов в законченное изделие (предмет потребления).
 Упражнение. При изучении тем программы, связанных с обработкой материалов резанием на технологических станках, учащимся предлагается выделить ведущие идеи и понятия. Например, учащиеся 8 класса выделяют следующие основные закономерности данного процесса:
 - основу всех режущих инструментов составляет "клин";
 - процесс формоообразования изделия происходит в результате комбинации главного движения и движения подачи;
 - качество получаемого изделия зависит от правильно подобранного режима резания, наладки оборудования и умений оператора;
 - формообразование происходит в результате отделения от заготовки "лишнего" материала и образования стружки;
 - процесс резания сопровождается выделением теплоты (нагрев заготовки и режущего инструмента) и т.д. .
 Не менее важным критерием выделения главного является мировоззренческая, воспитательная ценность материала, которая может усиливаться в результате наглядно- образной демонстрации достижений в области техники и технологии, науки, материальной культуры, народного искусства и ремесел.
 Целесообразно определить основные умения выделения главного, формируемые у учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач:
 - умение разделять целое на элементарные составные части;
 - умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;
 - умение целостного анализа в единстве формы и содержания;
 - умение выделять в задаче известное и неизвестное;
 - умение выделять причино-следственные связи и другие зависимости;
 - умение различать рациональные и нерациональные способы работы;
 - умение выделять смысловые опорные пункты для составления плана действия;
 - умение читать и составлять таблицы, схемы, карты (умения кодировать  информацию);
 - умение анализировать собственные результаты познавательной деятельности и результаты деятельности других участников образовательного процесса.
 В качестве объектов аналитико-синтетической деятельности учащихся в курсе технологии могут выступать образцы материальной культуры, предметы потребления, средства преобразования (станки, инструменты, приспособления), технические устройства и их изображения; явления, технологические процессы и их схематичное представление; объекты и процесс собственной познавательной деятельности учащихся.
 Сформированность умения выделять главное создает прочную основу для освоения другого способа мыслительной деятельности- сравнения.  ............