Часть полного текста документа:Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера Валерий Березин "Французскую революцию можно уподобить лирической драме со словами Мари-Жозефа Шенье, в декорациях Давида и с музыкой Госсека", - писал Огюстен Шаламель в 1841 году в журнале "Музыкальная Франция"[1] (1841). Из названных наименее известно имя Франсуа-Жозефа Госсека, человека для наших (да и не только) меломанов вполне загадочного уже потому, что французская музыка со времени смерти Рамо (1764) до 1830 года, когда родилась "Фантастическая симфония" Берлиоза, признана словно бы не существующей, и во всяком случае не слишком значительной. Впрочем, французские исследователи о Госсеке не забывали. Одна из первых биографических статей о композиторе помещена Фетисом в труде 1843 года "Бельгийские музыканты"[2]. Девять лет спустя выходит в свет монография Пьера Эдуена "Госсек, его жизнь, произведения и труды"[3]. Из публикаций первой половины XX века следует отметить книги "Госсек и французская музыка в конце XVIII века" Фредерика Эллуена [4] и "Госсек, его жизнь и творчество" Луи Дюфрана[5], статьи "Страсть молодого Госсека" Жоржа Кюкюэля[6] и "Госсек и Глюк в Парижской опере" Амеде Гастуе[7]. Список основательных публикаций середины прошлого века завершается работой "Франсуа-Жозеф Госсек (жизнь, творчество, человек и артист)" Жак-Габриэля Продома[8]. В более поздние годы композитор многократно упоминался в музыкально-исторической литературе в основном в качестве общественно-музыкального деятеля Революции. Пока, наконец, в 2000 году не вышла из печати фундаментальная работа Клода Роля "Франсуа-Жозеф Госсек (1734-1829)"[9], где вполне объективно очерчены заслуги Госсека в становлении французской классической симфонии, делается попытка анализа выдающихся инструментально-хоровых сочинений. В российской литературе советского периода личность Госсека связывалась прежде всего с Великой французской революцией, что мало отражало содержание его творчества. Такова, например, монография М. Гершензона "Две жизни Госсека"[10] (1933). Соответствующие фрагменты обширной "Истории западноевропейской музыки до 1789 года" Т. Ливановой[11] хоть и обращают внимание читателя на заслуги Госсека-симфониста, но едва ли раскрывают суть явления. Скромный опыт анализа оркестровки симфоний Госсека можно найти в монографии автора этих строк "Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма"[12], впрочем, крайне ограниченный рамками указанной темы. Жизненный путь Госсека оказался весьма протяженным. Композитору, заставшему еще времена Людовика XV, довелось пережить драматические события Революции, времена наполеоновской Империи и реставрацию. Кажется, без особых душевных мук он верно служил разным режимам, реализовал избыток гражданских чувств в революционную эпоху, но не утратил творческой энергии и позднее. Неутомимый труженик, Госсек сделал неплохую карьеру, которая уже в 1784 году привела его к руководству Королевской школой пения. Один из основателей Национальной консерватории, Госсек в 1795 году был принят в члены Института Франции, в 1803 году стал кавалером ордена Почетного легиона. В восьмидесятилетнем возрасте лет он оставляет преподавание в консерватории, затем несколько лет живет в Париже, и в 1820 году возвращается в Пасси, где и умирает в безвестности через девять лет. ............ |