Часть полного текста документа:Государственный долг и его погашение Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним. Государственный долг не следует рассматривать как отрицательное явление, он изучается в тесной связи с государственным бюджетом. Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. [5, с.73] В отношении Беларуси, долг центрального правительства представляет собой совокупность долговых обязательств, возникших в результате государственных заимствований Республикой Беларусь как заемщиком, эмитентом ценной бумаги или гарантом. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь составляют займы в форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный центральным правительством. [10] Основополагающими документами в отношении методологии определения и исчисления государственного долга Республики Беларусь являются: Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 года №2328-XII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь"; Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 года №170-З "О внешнем государственном долге Республики Беларусь"; Закон о бюджете на очередной финансовый год. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. [9, с.343-345] Рассмотрим показатели и динамику погашения государственного долга Республики Беларусь. Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на 1 июля 1341,2 млрд. рублей (около 324 млн. долларов США) при утвержденном лимите 2 млрд. долларов. При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 511,5 млрд. рублей, или 38,1% всего внешнего долга. Долг центрального правительства равен 829,7 млрд. рублей, или 61,9%, причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами, отметили в Минфине. Данные показатели за июнь сократились соответственно на 5,6% и 2,7%. [11] В 2005 году Беларусь планирует привлечь более 350 млн. долларов внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета. По данным Минфина, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. ............ |