Часть полного текста документа:В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло- виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб- лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж- нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по- ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим- ской республике сочетались аристократические и демократиче- ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи- вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотноше- ниях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита- лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ- ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре- альной власти нобилитета. В Римской республике существовали три вида народных со- браний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивав- шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре- обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пре- делов государства и увеличениеж числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы- ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря- дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря- дов, а неимущие пролетарии, чья численность,значительно возрос- ла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу- лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибутные со- брания,которые в зависимости от состава жителей триб, участво- вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей- ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива- ли жалобы на приговорь~ о взыскании штрафа, Плебейские собра- ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна- чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра- нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра- Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. ............ |