Давид Иосифович Бaркaн, доктор экономических наук, профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ, председатель совета директоров ЗАО "Универмаг "Московский".
В практике продаж нет никакого чудодейственного приема завершения сделки, и речь может идти только о более или менее удачном применении определенных приемов сообразно со сложившейся ситуацией завершения переговоров. Как бы удачно ни развивался диалог с клиентом, как бы хорошо ни была проведена презентация, у клиента всегда будут возражения против доводов, выдвинутых сбытовиком. В любом случае сбытовик обязан владеть техникой преодоления возражений. Приведем и рассмотрим несколько основных приемов, которые позволяют эффективно завершить сделку.
Как бы удачно ни развивался диалог с потенциальным клиентом, как бы хорошо ни была проведена презентация и «продавалась» цена, у клиента всегда будут те или иные возражения против доводов, выдвинутых сбытовиком. Эти возражения могут быть по существу как весьма серьезными, так и чисто формальными, надуманными и т. д. В любом случае сбытовик обязан владеть техникой преодоления возражений. Основные элементы этой техники представлены ниже в виде своеобразной памятки сбытовику.
Предварительные рекомендации
1. Когда вам возражают — вы на пути к успеху, нужно только грамотно «обработать возражение». Дело плохо именно тогда, когда вам не возражают, т. е. нет интереса вести с вами дела.
2. Что такое возражение? Верный признак того, что клиенту хочется знать больше. Возражение — запрос о большей информации.
3. Различайте « условие» и « возражение»:
« условие» — зачастую непреодолимое требование клиента (или вы соглашаетесь, или сделки не будет);
« возражение» — это иное мнение клиента о чем-то (качество, цена, доставка и т.д.), которое можно изменить некими приемами переубеждения.
4. Заповедь продающего: «Если клиент не выдвинул никаких "условий" и все же — не покупает, то в этом повинен только я!».
5. Полюбите возражения как «ворота в мир», в котором:
клиент сможет воспользоваться всеми преимуществами вашего товара или услуги;
вы будете чувствовать себя чемпионом продажи и пользоваться всеми результатами чемпионства.
6. Никогда не спорьте с клиентом. Если вы победили его в споре, то он отомстит вам, купив в другом месте. Помните: клиент должен в любом случае «сохранить лицо» и чувствовать себя на высоте.
7. Всегда стремитесь к тому, чтобы клиент сам ответил на свои же возражения: нужно просто иметь на это время и грамотно подвести его к этому.
Порядок обработки возражений
1. Внимательно выслушайте возражение:
дослушайте до конца;
не бросайтесь на возражение немедленно;
покажите, что то, что сказал клиент, — серьезная и солидная мысль;
не поленитесь повторить возражение фразой типа «Верно ли я понял(а), что...»;
получите подтверждение.
2. Постарайтесь поставить само возражение под вопрос:
попросите клиента подробнее раскрыть возражение;
делайте это серьезно (никакого сарказма, снисходительности и т. д.);
найдите в подробностях «дополнительные аргументы» в пользу снятия возражения;
пока клиент «раскрывает возражение» — ищите хорошие «ходы». ............