Характеристика личности школьника
  План
 §1. Введение. 
 §2. Основные требования к оформлению «дневника наблюдений» и характеристики личности и классного коллектива
 §3. Программа изучения личности испытуемого-воспитанника 
 §4. Программа изучения классного коллектива 
 § 5. Психодиагностические методики изучения личности ученика (воспитанника). 
 §6. Психодиагностические методики изучения коллектива класса (учебной группы). 
 §7. Литература. 
 
  §1. Введение
 Изучение воспитанника и составление характеристики личности — важнейшая часть педагогической практики, позволяющей решить задачу успешного проведения учебно-воспитательного процесса в классе (учебной группе).
 Практикант должен в течение первой недели пребывания в школе по согласованию с классным руководителем (мастером) выбрать воспитанника для углубленного изучения его личности.
 Практикант должен приобрести практические умения и навыки по применению разных психодиагностических методик изучения личности, научиться обосновывать индивидуальный подход к личности воспитанника.
 В ходе изучения личности воспитанника необходимо использовать следующие методы исследования:
 a)   Наблюдения
 b)   Беседы
 c)   Изучение документации (лично дело, классный журнал и пр.)
 d)   Эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий)
 e)   Анкетирование
 f)    Социометрирование (референтометрия)
 g)   Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и пр.)
 h)   Рейтинг (оценивание и авторейтинг, самооценивание)
 i)    Метод обобщения независимых характеристик и др.
 Наиболее типичные особенности поведения воспитанника (намерения, дела, поступки), подмеченные в ходе педпрактики, необходимо зафиксировать в “дневнике наблюдений”.
 Психолого-педагогическая характеристика личности воспитанника составляется на основании обобщения собранных данных и является документом, свидетельствующим об уровне знаний, умений и навыков, приобретённых студентом-практикантом в процессе изучения на 1 — 3 курсах в педагогическом институте общей и социальной, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики (изучение личности школьника и классного коллектива), а также об умениях и навыках практиканта анализировать и обобщать собранные в ходе педпрактики психологические факты и обосновывать индивидуальный подход к личности испытуемого воспитанника в процессе коррекции его поведения, в ходе учебно-воспитательной работы во время проведения педпрактики.
 Характеристика личности воспитанника должна составляться в строгом соответствии с программой-планом, каждый пункт, вывод при этом необходимо обосновывать объективными фактами, психодиагностическими данными, жизненными примерами из деятельности, поведения испытуемого. Чем больше количество наблюдаемых фактов (слова, намерения, действия, поступки воспитанника), зафиксированных в “дневнике наблюдения” (ссылок на материалы тестирования, экспериментов, анкетирования, протоколы), чем больше количество использованных тестовых, психодиагностических методик, тем выше будет качество характеристики личности и выше оценка работы по составлению характеристики студентом.
 Необходимо также показать особенности коррекционной, воспитательной работы с данным воспитанником в ходе педпрактики, привести конкретные рекомендации по самовоспитанию и воспитанию испытуемого.
 Педагогическая практика является одним из решающих звеньев профессионально-педагогической подготовки студента педагогического института, позволяющим связать теаретическое обучение будущего педагога с его практической деятельностью по выполнению обязанностей педагога в школе, ПТУ и других типах учебных учебно-воспитательных учреждений.
 Основными задачами студента-практиканта по психологической практике являются следующие:
 a)   Углубить и закрепить теоретические знания по общей, возрастной, социальной и педагогической психологии, научиться применять полученные знания на практике в учебно-воспитательной работе;
 b)   Приобрести необходимые профессиональные умения и навыки (умение наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, изучение личности воспитанника и классного коллектива, учебной группы и прочее);
 c)   Опираясь на знания общей, возрастной и педагогической, социальной психологии психодиагностики, современной дидактики и специальных методик проводить учебно-воспитательную работу с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
 Выполнение указанных выше задач осуществляется по курсам в виде следующих заданий:
 ·    Задание для студентов 4 курса: изучение личности воспитанника и составление на него психолого-педагогической характеристики;
 ·    Задание для студентов 5 курса: изучение психологических особенностей классного коллектива (учебной группы) и составление психолого-педагогической характеристики класса (группы).
 Задания выполняются в письменном виде и сдаются на проверку руководителя педпрактики (желательно за неделю до окончания педпрактики).  ............