Часть полного текста документа:Холистическая теория сознания Д.Деннета И.В.Старикова, В.В.Целищев В последнее время проявляется значительный интерес к теориям сознания, связанными, с одной стороны, с философскими построениями в рамках как аналитической, так и континентальной философии, а с другой стороны, с новыми открытиями в области нейрофизиологии, когнитивной психологии. Сама проблематика является традиционной, и до последнего времени в ее основе лежал картезианский подход, со всеми присущими ему дуализмами. Новые поиски адекватной теории сознания связаны, в первую очередь, с попыткой отказаться от картезианского подхода. Континентальная философия в этом направлении характеризуется попытками полного переосмысления картезианского дуализма. Философия Хайдеггера, какой бы она ни была туманной, может быть приспособлена для анализа конкретных областей философии сознания, или философии ума. В частности, такая попытка была сделана Дрейфусом, конгениальным интерпретатором Хайдеггера, при обсуждении проблем искусственного интеллекта[1]. Не менее интересны попытки проникновения в сущность сознания феноменологической школы Гуссерля. Аналитическая философия характерна широчайшим диапазоном поисков, прежде всего связанных с философией языка - такими проблемами как референция, смысл и значение, редукционизм и холизм, и пр. И поскольку в отношении этих проблем существует масса теорий, мы имеем значительное разнообразие теорий сознания. Наша статья посвящена в некотором смысле синтезу того и другого подходов, поскольку речь в ней пойдет о философии сознания в двух аспектах. Во-первых, для нас интерес представляют антидуалистические тенденции, присущие виттгенштейнианской тенденции скорее рассасывать философские проблемы, нежели решать их. С этой точки зрения сама постановка проблемы соотношения ума и тела во многом является надуманной проблемой, которая повлекла тяжелейшие последствия для европейской философии. В этом ключе многие философы пытаются отказаться от традиционного картезианского словаря. И как было уже замечено, такие попытки характерны для аналитической и континентальной философии. Интересным примером такого подхода может считаться работа Р.Рорти "Философия и зеркало природы", где он использует технику аналитической философии для виттгенштейновского рассасывания проблемы соотношения ума и тела. Во-вторых, нам также интересна тенденция, связанная с вовлечением в обсуждение проблем сознания естественнонаучных достижений и теорий, поскольку здесь есть значительные достижения, которые делают многие философские утверждения относительно сознания просто устаревшими. Исходя из всего этого, нами для анализа современного состояния философской теории сознания выбрана теория Д.Деннета, в которой, с нашей точки зрения, успешно сочетаются обе компоненты, а именно, отказ от дуализма ума и тела и использование достижений естествознания. Деннет выглядит особо привлекательным в связи с тем, что в своей теории он опирается существенным образом на эволюционную теорию Дарвина. Необходимо отметить радикальность деннетовской теории. Эта радикальность особенно проявилась с публикацией его широко известной книги "Объясненное сознание" (1991). По этой причине концепция сознания Д.Деннета несомненно нуждается в тщательном рассмотрении. ............ |