Часть полного текста документа:Художественно-просветительская деятельность Пабло Казальса Реферат Подготовила ассистент-стажер 2 года Екатерина Макарова Московская консерватория им. П.И. Чайковского Москва 2005 Введение Конец XIX и начало XX века - богатый и во многом трудный период в развитии мировой музыкальной культуры. Постепенно уходили из жизни ведущие композиторы второй половины XIX века: Вагнер, Лист, Брамс, Брукнер, Чайковский, Лист, Дворжак, Римский-Корсаков. Но уже в 90-ые годы XIX века выдвигались лидеры новых музыкальных течений: Штраус, Дебюсси, Регер, Малер, Пуччини и другие. Тогда же в русской музыке зазвучали имена Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева. I-ая Мировая война, разразившаяся в 1914 году, стала огромным потрясением для всего человечества. Общественное потрясение от войны и от революционных событий повлекло за собой развитие новых музыкальных течений, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и многих других. В истории же музыкального исполнительского искусства XIX - XX веков выделяется фигура Пабло Казальса - музыканта, гуманиста и просветителя. Казальс прожил долгую жизнь. Он застал в живых Вагнера, Листа, Брамса, и, одновременно, был современником Альбениса, Гранадоса, Дебюсси, Скрябина, Равеля, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Бартока, Хиндемита, Шостаковича. Казальс играл со многими талантливыми исполнителями своего времени: с Бузони, Падеревским, Корто, Тибо, Крейслером, Изаи, Ойстрахом, Стерном, Менухиным и другими. В истории исполнительского искусства испанский музыкант выступает как убежденный поборник художественной правды и творческого подхода к исполнительству. Но не в одной только обширной музыкальной деятельности заключалось величие Пабло Казальса. Это был истинно большой человек, твердо, непоколебимо веривший в нравственные ценности. "Музыкант, - говорил он, - помимо всего прочего еще и человек, и важней, чем его музыка, - его отношение к жизни". Годы учения "Великим человеком, сохранившим человечность и отстаивавшим везде и всегда веру в человечество", - назвал Казальса Ромен Роллан. Эти слова Роллана могут стать лейтинтонацией этого реферата, посвященного художественно-просветительской деятельности Пабло Казальса. Заметим сразу - при всей масштабности этой темы - это лишь одна из граней жизни великого Пабло, как бы пронизывающая всю его музыкально-общественную деятельность, начиная с самой юности. Желание доставлять людям радость своей игрой, сначала неосознанно, потом явно, проявлялась в натуре Казальса, начиная с самого раннего детства. Этому способствовали и некоторые факты его биографии. Желание доставить людям радость присутствовало во всех событиях его юности, независимо от того, играл ли Казальс в профессиональном оркестре, или маленьком любительском составе в кафе Барселоны. Уже тогда Пабло охотно и щедро делился со своими коллегами приобретенными знаниями и навыками игры. Позднее маэстро вспоминал, что уже в 12-15 лет он начал искать пути совершенствования виолончельной техники. Позволю себе предположить, что и этими "находками" он делился со своими друзьями, с теми, кого интересовала область методики: "В то время нас заставляли напрягать руку и играть, держа под мышкой книгу... . Я хотел привить движениям моей правой руки полную гибкость и для этой цели позволял локтю свободную игру, облегчающую и усиливающую движение смычка". Процесс исполнения, приобщение к музыке, расширение собственного художественного кругозора были всегда для Казальса. ............ |