Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Поволжская государственная социально-гуманитарная академия"
Факультет художественного образования
Кафедра истории, теории музыки
Принцип контраста как основа формирования музыкальной композиции Концерта для смешанного хора "Лебедушка" В. Салманова
Курсовая работа по предмету "Анализ музыкальных произведений"
Самара, 2010
Содержание
Введение
1. Вадим Салманов – современный отечественный композитор
2. Хоровое творчество В. Салманова
3. Музыкальная композиция Концерта для смешанного хора "Лебедушка"
3.1 История создания концерта для смешанного хора "Лебедушка" и его значение в творчестве композитора
3.2 Реализация принципов контраста и цикличности в построении концерта для смешанного хора "Лебедушка"
3.3 Особенности драматургии хорового концерта "Лебедушка"
Заключение
1. Вадим Салманов – современный отечественный композитор
"Дело не в том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость"
И.В. Гёте
Вадим Николаевич Салманов (1912-1978) — замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Как у всякого художника, мир музыки Вадима Николаевича Салманова очень богат. "…Здесь картины революции — оратория "Двенадцать", и возвышенный образ вождя — "Ода Ленину", и чарующая поэзия детства — "Поэтические картинки", Детская симфония, и русская старина — хоровые концерты "Лебёдушка", "Добрый молодец", и народные празднества — "Русское каприччио", "Славянский хоровод", и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы — "Лес", Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника…"
Все эти сочинения представляют определенные рубежи и завоевания.
Художественный интеллект В. Салманова был воспитан на классической русской культуре. Как пишет В. Рубцова, "…его завораживала гармоническая ясность пушкинского стиха, одинаково притягивал светлый пантеизм "Снегурочки" Римского-Корсакова и мятежный лиризм блоковской поэзии…"
"…Будучи профессором композиции Ленинградской консерватории и воспитав не одно поколение молодых композиторов, Вадим Николаевич явился одним из тех деятелей советской культуры, кто бережно развивал в ней богатейший художественный опыт и традиции русской музыкальной классики. Эти традиции в первую очередь были связаны для Салманова с высоким предназначением художника, его миссией просветителя, всегда идущего навстречу чаянием народа и общества, несущего человеку открытое сердце и любовь…" В. Рубцова в своей книге пишет: "…ряд сочинений Салманова вдохновлены непосредственными событиями в жизни нашей страны, за рубежом и обнаруживают ярко выраженную гражданственность позиции автора. Многие из них являются подлинными художественными достижениями, что доказывает силу таланта композитора, сумевшего поднять важнейшие темы широкого общественного звучания…" "…Музыка Салманова – разнообразный мир поэтических зарисовок, настроений и страстной публицистики, мир контрастов, мятежного пафоса и философских размышлений. При этом тематика, содержательный уровень сочинений композитора всегда неразрывно связаны с тем комплексом нравственно-этических, психологических проблем, которые волновали его современников. ............