Часть полного текста документа:Идеалистическое обоснование материализма Владимир Усольцев (вслед за Мефистофелем) Мефистофель: Прошло? Вот глупый звук, пустой! Зачем прошло? Что, собственно, случилось? Прошло и не было - равны между собой! Что предстоит всему творенью? Всё, всё идет к уничтоженью! Прошло... что это значит? Всё равно, Как если б вовсе не было оно - Вертелось лишь в глазах, как будто было! Нет, вечное Ничто одно мне мило! Й.В. Гёте "Фауст" (перевод Н. Холодковского) Среди всех загадок, интригующих человечество с незапамятных времён, самой кардинальной, несомненно, является загадка мироздания. Что есть Мир? Откуда, почему и зачем он взялся? Общепризнанных ответов на эти вопросы нет, и едва ли они возможны. Тем не менее, каждый человек, способный мыслить, скорее всего, не раз предавался размышлениям на эту тему. Хотя бы в детстве в процессе знакомства с окружающим миром, при первых попытках опробовать только что сформировавшийся мыслительный аппарат в действии. Все возможные ответы на эти вопросы сводятся к весьма ограниченной группе: - материалистический ответ: Мир существует объективно, вне зависимости от нашего сознания; Мир познаваем, но до конца его познать невозможно; вопросы "зачем и почему?" по отношению к Миру неуместны; - идеалистический ответ: Мир создан Богом в силу Божественного замысла, познать который не дано. Так или иначе, человечество делится в конечном итоге на идеалистов и материалистов, хотя и те и другие могут иметь различные воплощения. К нашему предмету, однако, это не относится. Факты говорят, что деление на материалистов и идеалистов происходит по причинам рационально необъяснимого внутреннего выбора: одни и те же наблюдаемые явления формируют у одних убеждённость в справедливости материалистической точки зрения, а у других не менее сильную убеждённость, что всё дело в Божьем промысле. Такая нерациональность вызывает естественный протест у людей, склонных докапываться до истины силой разума. Но ещё Кант показал несостоятельность чистого разума в решении задач типа разгадки мироздания, и в настоящее время образованное человечество пребывает в более или менее устойчивом консенсусе о принципиальной невозможности консенсуса между материализмом и идеализмом и бессмысленности споров между ними. Я отношусь к материалистам. И все мои размышления, о которых пойдёт речь ниже, построены на фундаменте материалистического подхода к проблеме мироздания. Значит ли это, что идеалистам нет смысла читать дальше? Нет, не значит. И для идеалистов мои соображения могут оказаться занятными, ибо материалом для моих построений является именно идеализм, правда, нерелигиозного свойства. Естественные науки и, особенно, их опорная отрасль - физика - достигли выдающегося уровня развития. Практика даёт умопомрачительное совпадение наблюдаемых результатов с предсказаниями физиков-теоретиков. Физическая теория уверенно подбирается к реализации мечты Эйнштейна - объяснения всего многообразия природных явлений из некоего единого фундаментального закона, следствием которого являлись бы все прочие теоретические модели, которыми удобно пользоваться в определённых рамках. ............ |